Выставкa «Даруя путь» в галерее А3

А. Бух. Пейзаж. 1998

В галерее А3 с 12 по 21 сентября прошла выставка работ из собрания известного московского коллекционера Александра Миронова, приуроченная к 10-летнему юбилею его деятельности.

Союз коллекционера и художника – союз плодотворный, позволяющий коллекционеру глубже постичь творчество живописца и графика, представить этапы развития неповторимого стиля мастера, осознать художественную ценность работ и привлечь к ним внимание аудитории. Без преувеличения можно сказать, что знакомство с творческим наследием художника и изучение его произведений дает коллекционеру возможность определить собственный путь развития как собирателя предметов искусства. Именно поэтому Александр Миронов дал выставке название «Даруя путь», представив работы, подаренные ему художниками в разные годы знакомства и дружбы.

Идея подобной экспозиции не нова. Но каждый раз такая выставка – знак признательности коллекционера живописцам и графикам.

«Эти работы дороги мне дарственными надписями, сделанными авторами на обороте холстов, — рассказывает Александр Миронов. — Такой подарок несет в себе дополнительную энергию, подтверждает веру художника в дальнейший рост коллекции и успешность деятельности коллекционера. И эта выставка – дань дружбе. Мне хотелось увидеть все эти работы вместе, показать, что они мне по-прежнему дороги», — поясняет Александр Миронов.

Многолетнее сотрудничество и дружба с художниками позволили ему собрать значительную коллекцию живописи и графики.

Экспонировавшиеся в галерее произведения – лишь часть собрания, в которое входят приобретенные и подаренные работы, чьи авторы – художники, хорошо известные у нас и за рубежом.

В галерее были представлены более 50 работ самых разных направлений живописи. Л. Виноградов, Е. Гинзбург, В. Ратнер, В. Айзенберг, А. Лукашевкер, Н. Чебанова, Е. Расторгуев, Л. Дьяконицын – всех имен не перечислить.

Здесь, пожалуй, больше авангарда и абстракции, но есть импрессионистические полотна («Цветочницы» кисти Л. Виноградова) и реалистические произведения, например, акварель «Соседняя дача» одного из старейших художников-авангардистов А. Каменского, вошедшая в число тех работ, что не характерны для сегодняшнего творчества художников.

Привлекают внимание выразительный рисунок — портрет А. Миронова, написанный В. Яковлевым незадолго до смерти; воздушная, словно движущийся мираж, живопись А. Слепышева «Стог сена»; картина «Дети и птицы» Б. Серова, одного из интересных представителей наивного искусства; работа А. Лукашевкер «Окно», великолепно передающая игру света; динамичная работа М. Шпиндлера «Без названия»; многоцветный, выполненный в плоскостной, декоративной манере портрет «Таня» Л. Вороновой.

Живописная экспрессия, яркая палитра характерны для картин А. Буха («Пейзаж»). Богатая по цвету работа А. Семенова «Голова» неожиданна в своей трактовке образа.

Оригинальную технику исполнения, по фактуре напоминающую необработанный камень, применяет М. Кастальская («Михаил»). Не переставая любить классическую реалистическую школу, А. Миронов, тем не менее, не отдает предпочтения какому-либо из направлений, считая, что собрание произведений искусства должно быть, прежде всего, личностным и отражать этапы поиска и становления коллекционера: «В моем собрании преобладают работы художников, которые экспериментируют, ищут свой стиль, свое лицо в искусстве, не боятся ошибок».

Работа В. Копачева из серии «Тотальная охота», кажется, вырывается за рамки, обрушивая на зрителя поток энергии, вспышки белого света прорезаны черными штрихами и полосами, то четкими и яркими, то словно тающими в глубине картины.

Изящные миниатюры К. Зефирова, выразительная графика Б. Кочейшвили и Ю. Рыжика, прекрасная работа Е. Струлева «Субботний день» и красочное полотно «В храме» К. Голицыной, богатая по колориту «Композиция» М. Фейгина и построенный на контрастах «Спонтансюр» Е. Вахтангова; мистический «Натюрморт с черепами» В. Ельницкой и исполненная глубокого смысла живопись А. Политова «Ангел и звезды», ироничная работа И. Затуловской «Жена как пила» и яркая по цвету, объемная живопись А. Гросицкого «Фонарь» — разноплановость представленных на выставке работ поражает. В живописном полотне Н. Нестеровой «Воробьи» лирическое настроение создается благодаря эффектной светотени и небольшим, словно летящим, пастозным мазкам.

Один из примечательных экспонатов – небольшая живописная работа «Художник», созданная известным искусствоведом С. Кусковым. Для многих, знавших его как искусствоведа, живопись С. Кускова стала открытием.

Александр Миронов уверен, что сегодня собирателя живописи и графики ожидает еще немало открытий, связанных с творчеством малоизвестных или неизвестных художников, ныне живущих и уже ушедших. И самое важное в деятельности коллекционера – извлечь из небытия имя мастера, сохранить его творческое наследие и показать работы самому широкому кругу художественной общественности.

Екатерина Гоголева

 
Е. Вахтангов. Спонтансюр. 1991
Е. Вахтангов. Спонтансюр. 1991
К. Голицына. В храме. 1987-2007
К. Голицына. В храме. 1987-2007
А. Гросицкий. Фонарь. 2008
А. Гросицкий. Фонарь. 2008
В. Ельницкая. «Натюрморт с черепами». 2002
В. Ельницкая. «Натюрморт с черепами». 2002
И. Затуловская. «Жена как пила». 2004
И. Затуловская. «Жена как пила». 2004
А. Каменский. «Соседняя дача»
А. Каменский. «Соседняя дача»
М. Кастальская. «Михаил». 2001
М. Кастальская. «Михаил». 2001
В. Копачев. Из серии «Тотальная охота». 2007
В. Копачев. Из серии «Тотальная охота». 2007
С. Кусков. «Художник» (А. Рублев). 2001
С. Кусков. «Художник» (А. Рублев). 2001
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года