Russian Pictures: чего ждать от «русской недели» Christie’s?

26 ноября в Лондоне Аукционный дом Christie’s проведет очередные торги русской живописи 19-20 веков – Russian Pictures.

Аукцион в этом году решили не делить не две сессии, как в прошлом, а провести в один день. Хотя, конечно, формально аукцион поделен на два раздела, выпущено даже два каталога: с более выдающимися работами, помещенными в первую часть и менее дорогими лотами во второй части. Первая часть торгов по уровню произведений, представленных в ней, безусловно, претендует на вечерний сейл. Всего на аукционе будет представлено более 200 произведений.

Среди лотов первой части аукционных торгов будет представлено небольшое, но значительное произведение Константина Сомова, изображающее обнаженного молодого человека с боксерскими перчатками, висящими на стене на заднем плане. Между прочим, реальные боксерские перчатки, послужившие прототипом, изображенным на картине, являются дополнением к этому лоту.

Историки искусства сходятся в одном мнении относительно этого произведения, утверждая, что, скорее всего, на портрете изображен последний любовник художника. Согласно письмам Сомова, он работал над «портретом боксера» с 1932 по 1933 год. Со скромностью, так свойственной ему, автор пишет: «Два дня тому назад я кончил портрет масляными красками – «ню», а после делал около него «натюрморт»…живопись неплохая». Творчество Сомова всегда находило своих поклонников в лице критиков и ценителей искусства, которые отмечали его утонченный вкус, изысканность палитры и реализм его портретов. Подтверждением этому могут быть прошлогодние ноябрьские торги Christie’s, где была выставлена коллекция картин Сомова, имевшая необыкновенный успех и распроданная целиком. В первой части аукционных торгов дома Christie’s также достойны особого внимание два крупных лота кисти Александра Яковлева и Константина Коровина.

Константин Коровин — ярчайший художник среди русских импрессионистов. В 1922 году художник с семьей выехал из Москвы в Париж и именно к «парижскому периоду» относится впечатляющая работа, представленная на ноябрьском аукционе под названием «Аллегорическая сцена». Картина уникальна по своим пропорциям и колористическому решению. Композиция решена в духе абрамцевских экспериментов с символическими образами. Теплые тона и яркий колорит дополняют лирический настрой произведения, сам сюжет которого говорит о всепобеждающей силе искусства.

Другое произведение «Обнаженные купальщицы» принадлежит кисти Александра Яковлева. Несмотря на довольно легкомысленный визуальный ряд картины, она настолько выразительна по форме и неоклассична по стилю, что в ней без труда прослеживается интерес художника к творчеству старых мастеров, в частности, к традициям фламандской живописи 17 века. Несомненно, сюжет картины Яковлева насыщен символикой русской традиции, переживающей в настоящее время всплеск интереса со стороны не только соотечественников, но и представителей других стран. Достаточно вспомнить тот факт, что общественные бани долгое время являлись характерным элементом российского быта, символизировали природное здоровье, чистоту опрятность и народный дух.

Вторая часть ноябрьского аукциона Christie’s представляет 185 лотов.

На общем фоне выделяется произведение польско-русского художника, представителя академизма – Генриха Ипполитовича Семирадского. Это эскиз к огромной монументальной композиции «Светочи христианства», за которую в 1877 году художник получил звание профессора Академии художеств. Эскиз был выполнен в 1873-1874 года и имеет значительные размеры для эскизной живописи – 90,2*175,8 см. Живописец умело подчеркнул красоту окружающего мира и духовное уродство людей, этот мир населяющих. Колоссальная работа, красота живописи, богатство колорита заслужили высокую оценку. «Да, такие картины не пишутся подряд всяким и каждый год. Честь ему и слава», — восклицал Фёдор Бронников.

Особое внимание обращает на себя пейзаж Мартироса Сарьяна, который является характерным примером живописи художника конца 1930-х годов. Кроме того, картина имеет интересную историю. Она долгое время находилась в коллекции вице директора московского драматического театра им. Вахтангова – Юрия Газиева, который дружил с отцом Мартироса – Саркизом Сарьяном и даже привлекал Мартироса Сарьяна для декорационных работ в театре.

Впрочем, самыми интересными и с художественной, и с инвестиционной точки зрения далеко не всегда оказываются дорогие вещи. На аукционе Christie’s как раз больше умеренно оцененных картин, от которых любитель живописи может получить большое удовольствие. Например, картина Филиппа Малявина «Стригальщица Овец» и «Две восточные девушки» Сергея Судейкина. Большое количество лотов, присутствие на торгах действительно дорогих произведений и в целом атмосфера, сложившаяся перед аукционными торгами, позволяют сделать определенные предположения и прогнозы относительно ситуации на арт-рынке. Безусловно, финансовый кризис и общая нестабильная мировая экономическая обстановка затронули область искусства. Но при этом арт-рынок выдвинулся в этом году на одно из первых мест среди инвестиционно-перспективных направлений по сравнению с остальными сферами. Что касается русского искусства, как отдельного направления на арт-рынке мы с большой долей уверенности можем говорить о том, что в ближайшее время оно не превзойдет по своей популярности такие мощные художественные направления, как импрессионизм или экспрессионизм, хотя мы и наблюдаем постоянный рост интереса к нему как со стороны наших соотечественников, так и в международных кругах.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года