Macdougalls: «кризисные» торги в Лондоне

25 — 27 ноября 2008, Лондон

Искусство в контексте экономического кризиса — в преддверии «русской недели» в Лондоне эта тема стала самой обсуждаемой. Директора и учредители аукционного дома Macdougalls, торги в котором пройдут 25-27 ноября, Катерина и Вильям Макдугалл на недавней пресс-конференции подчеркнули: предметы искусства не будут падать в цене. «Искусство относится к разряду вечных ценностей, и в отличие от растущего количества предприятий, картин Сомова больше не станет», – таково единое мнение Катерины Макдугалл и экспертов аукционного дома.

В связи с тем, что сейчас многие коллекционеры стали смотреть на пополнение своих собраний именно как на средство вложения денежных средств, они должны быть особенно расчетливы в выборе приобретаемых произведений.

Великолепным вложением представляется пейзаж мэтра русской живописи Петра Кончаловского. По определению искусствоведа и современника художника П. Муратова, картина «принадлежит к лучшему, что было сделано художником П. Кончаловским». Работа 1921 года «Мальчик в парке», написанная в Абрамцеве, сочетает в себе умиротворенность и гармонию спокойных красок. Картина экспонировалась на персональных выставках художника в 1922 и 1925 году, и относительно своей художественной ценности ее эстимейт невысок – 380 – 700 тыс. фунтов.

«Лежащая обнаженная» Григория Глюкмана представляет безусловный интерес с точки зрения формата, редкого для этого художника, мастера камерных небольших работ.Григорий Глюкман – автор, чье имя начало обретать известность на рынке всего несколько лет назад. За последние годы его многочисленные изображения обнаженных натурщиц выросли в цене более чем на 200 – 300 процентов. Его картина с изображением обнаженной, также рекордного формата, ушла за 300 000 фунтов на аукционе Сотбис в июне 2008 года. В данном произведении слиты воедино все характерные признаки, которыми так славился художник – мягкость фактуры, дымчатая атмосфера, обволакивающая вальяжно позирующую натурщицу. Кроме того, произведение экспонировалось на выставке 1936 года в салоне Тюильри в Париже. Эстимейт картины составляет 130 – 180 тыс. фунтов.

Для любителей эстетики эпохи Ар Деко и всего того, что связано с уникальным явлением русской художественной эмиграции, на аукционе представлена удивительная работа А.Экстер т.н. «классического» периода творчества. В этой картине объединены принципы кубофутуристического построения пространства, которые, однако, не доминируют, но подчиняются классической гармонии образа, ясности и спокойствию четко выстроенных форм. В то же время автор прибегает к яркости колорита, который своими звучными и сочными тонами придает работе притягательную энергетику. Работа оценена по достоинству: чтобы обрести внеочередной шедевр Александры Экстер, коллекционеры должны будут расстаться с суммой не менее чем 300 000 фунтов.

Среди редких произведений стоит отметить графическую работу Зинаиды Серебряковой – портрет сестры художницы, выполненный в технике пастели. За последние годы произведения автора появлялись на аукционах всего лишь несколько раз и превышали рубеж хорошей средней цены, уходя более чем за 400 000 долларов, а «Лежащая обнаженная» ушла за сумму, превышающую 1 млн фунтов. Изображения близких родственников художницы в последнее время возникают в продаже все реже, а потому тем более привлекательным произведением кажется пастель с эстимейтом 60 – 90 тысяч фунтов. Подборка шедевров продолжается огромным полотном Александра Исупова, также редким по формату для творчества этого автора. «Киргизская невеста» пленяет выразительностью колорита, сочетанием торжественной позы и восхитительного богатства фактуры и колорита. Это одна из ранних работ мастера, написанная еще до его переезда в Италию в 1925 году. Специально для постижения восточного, азиатского колорита художник отправился в киргизские степи близ Оренбурга, под его впечатлением и была создана данная работа, эстимейт которой составляет 230 тыс. фунтов.

Совершенно великолепным произведением представляется огромное полотно Бориса Анисфельда. В отличие от многочисленных произведений, выполненных им уже в эмиграции, данная картина относится к раннему периоду творчества. Тогда в манере художника были еще сильны классические основы и четкость рисунка, от которых он впоследствии отошел, все это сочетается с болезненной хрупкостью удлиненного тела модели и весьма соответствует по характеру периоду декаданса. Яркость красок, сочность золотого и красного цветов делают картину уникальной. Эстимейт работы, которая выставлялась на весенней выставке в Академии Художеств 1906 года и выставке 1918 года в США, определен в 750 тыс.– 1,5 млн. фунтов.

Наконец, отметим яркую, в высшей степени завершенную декоративную работу Богданова-Бельского – «Сумерки в Риге». Этот пейзаж необычен для художника, предпочитавшего скорее более спокойные, импрессионистические тона. Здесь художник словно тяготеет к постимпрессионизму, сочетая свободу мазка, символизм цветовой палитры и гогеновскую декоративность в наложении красок. Существенную часть русских торгов в этот раз составляют скульптуры: произведения Сергея Коненкова, Степана Эрзи, Веры Мухиной, а также зарубежных авторов – Дмитрия Чипаруса и Поля Филиппа.

Скульптуры периода Ар деко заслуживают отдельного внимания: не в первый раз они включены в торги русского искусства, что заставляет задуматься о некоторой целенаправленности аукционной политики. Новый ход, позволяющий в едином контексте взглянуть на художников разных школ и стран, в последнее время стал пользоваться успехом среди аукционных домов и был по достоинству оценен коллекционерами. Так, картины Гончаровой и Баранова-Россине весьма органично смотрелись рядом с полотнами импрессионистов на аукционе Кристис, а картины Ларионова и Баранова-Россине составляли своеобразную параллель полотнам Ван Гога и Мунка, позволяя оттенить и подчеркнуть достоинства и отличительные особенности художественной манеры каждого из художников.

Скульптуры стиля Ар Деко были представлены в июне 2008 года в контексте русских торгов аукционными домами Сотбис и Макдугалс, и сейчас вот уже во второй раз скульптуры Дмитрия Чипаруса сопоставлены с произведениями русских художников. Эта параллель отнюдь не случайна: именно направления русской живописи первой четверти 20-го века оказали значительное влияние на формирования стиля 1920-х гг. на западе. Особенно среди этих произведений хотелось бы отметить изображение Лилы Никольской, запечатленной в скульптуре Дмитрия Чипаруса «Танцовщица в платье» и эффектную «Жрицу» того же автора.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года