Памятник Бабелю в Одессе. Решение жюри пытаются оспорить

Интервью главного редактора журнала «Русское искусство» Ольги Костиной с автором победившего проекта скульптором Георгием Франгуляном.

О.К.Как движется работа над проектом памятника Бабелю и как скоро начнется завершающий этап работы?

Г.Ф. Конкурс, на который я представил свой эскиз, был объявлен примерно полгода назад, в нем участвовали скульпторы из разных стран, которые представили 24 проекта. Для меня конкурс прошел блистательно. Голоса судей, очки распределились таким образом: первая премия, которую я получил — 33 балла; вторая премия, Александр Князев, – 8 баллов, третья премия – 4 балла. Вот такая сокрушительная победа. И, как мне казалось, легкая, приятная.

Открывать памятник собираются в годовщину гибели писателя, 20 декабря 2010 года. Так что времени не так уж много, полтора года на все: на то, чтобы вылепить, отлить, подготовить площадку и установить.

Деньги на реализацию памятника собирает и предоставляет Всемирный клуб одесситов, пока собрана очень незначительная сумма, недостаточная для того, чтобы оплатить конкурсные выигрыши и проекты. Т.е. материальный вопрос пока не решен, но это только часть проблемы.

Я очень люблю Бабеля, очень люблю Одессу, знаю дух этого замечательного южного города. Поэтому для меня победа в конкурсе стала праздником. Мне хотелось приступить как можно скорее к реализации этой вещи уже в объеме. После того, как результаты конкурса были опубликованы, появились хвалебные статьи в адрес моего проекта, и в украинской прессе в том числе. Все было лестно и приятно. Но, к сожалению, как это часто бывает, находится кто-то, кто обижен и недоволен решением жюри.

В результате история получилась неприятная. Обвинили членов жюри, солидных людей и пытаются каким-то образом переиначить их решение, сделать так, чтобы решение принимали одесситы. Опираясь на свой многолетний опыт участия в конкурсах, в том числе и как члена жюри, я могу сказать, что всенародное голосование — не самый лучший метод.

О.К. Ведь сама идея установки памятника принадлежала международному клубу одесситов?

Г.Ф. Да. Тем не менее члены клуба имели только два голоса в жюри. Решение жюри пытаются оспорить на том основании, что не была соблюдена абсолютная анонимность проектов, якобы кто-то упоминал какие-то фамилии. Именно за это получил выговор главный архитектор города, председатель жюри. Но ведь творческий почерк скульптора специалист всегда легко отличит, без всякой подписи.

Очень хотелось бы, чтобы город получил достойный памятник. Шанс на это есть. Есть шанс отстоять свою позицию и продвинуть свой проект. Возможно, нас поддержат.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года