Московский художник Григорий Потоцкий возвращается в Женеву

А. Тихонов, Г. Потоцкий, Е. Тихонова, И. Романова

Женева 20.11.2008 | 07:03
Александр Тихонов

19 ноября 2008 года в Женеве стало одной «русской» галереей больше.

Вчера в квартале Petit-Sacconex состоялся двойной вернисаж: открытие галереи «ArtRomanova» (Chemin Champ-Baron 3, в 200 метрах от отеля «Интерконтиненталь») и выставки работ Григория Потоцкого.

Для тех, кто не знаком с творчеством московского художника, неоднократно выставлявшегося в Женеве в первой половине этого десятилетия (выставки в галерее «Атриум», Всемирной Торговой Организации, Дворце Наций, а также особенно запомнившаяся мне, и не только мне, выставка в “Société de lecture”, где художник на глазах изумленных зрителей в своей характерной манере «белым по белому» за несколько минут перенес на полотно позировавшую ему обнаженную натурщицу), новый показ его творений представляет уникальную возможность ближе познакомиться с Мастером и его работами последних лет.

Григорий Викторович Потоцкий, говорящий о себе «Я скульптор в живописи и живописец в скульптуре», родился в 1954 году в Курганской области в семье сосланных молдаван. В 1977 году он окончил Государственный институт искусств им. Грекова в Одессе (факультет скульптуры), а в 1986 году — исторический факультет Государственного Кишиневского университета. Сочетание не часто встречающееся в биографиях современных художников. В старые времена, на рубеже 19-20-х веков, все было наоборот. Сначала общее, как правило, юридическое, образование, а затем уже художественное. Достаточно вспомнить такие имена как А.Бенуа и В.Кандинский.

Последние 15 лет Григорий Потоцкий живет и работает в Москве. На вечере творчества художника, проходившего недавно в Посольстве Молдовы в Москве, посол Василе Стурза так охарактеризовал Мастера: «Сложно сказать, кому Григорий Потоцкий принадлежит больше – России или Молдавии. Мы гордимся своим земляком, но если перечислить страны, в которых имеются его работы, то можно заявить, что это человек мира». Одной из таких стран является и Швейцария.

В феврале этого года скульптуру Григория Потоцкого с символическим названием «Сохраним мир для будущих поколений» привез в Женеву в дар ООН не кто-нибудь, а сам министр иностранных дел России Сергей Лавров.

На пороге своего 55-летнего юбилея, Г.Потоцкий, Академик Международной академии информатизации, член-корреспондент Педагогической академии, член Международного союза художников при ЮНЕСКО, член Союза художников СССР с 1985 года, имеет в своем «активе» более 100 персональных выставок (первая была в Кишиневе в 1981г.), десятки памятников, установленных на всех континентах и целую галерею бронзовых портретов деятелей культуры всего мира. Им созданы скульптурные изображения выдающихся актёров современности — Ж..Депардье, П.Ришара, Ш.Азнавура, И.Смоктуновского, Н. Андрейченко, М. Шелла, Л.Дурова, В.Стеклова, Ю. Куклачева; писателей — П.Коэльо, А.Солженицына, А.Кима, Б.Пильняка, А.Платонова, В.Курбатова; религиозных деятелей — патриарха Грузии Ильи II, духовного лидера всех монголов Богдо-гэгэна IX и Далай-ламы; ученых — академиков Ю.Б.Харитона, В.Алферова, В.Сквирского, Ю.Куражковского. Этот список можно было бы продолжить.

Зная художника на протяжении многих лет, не раз бывая в его мастерской на Гоголевском бульваре, наблюдая за тем, как работает Мастер, буквально на глазах «вдыхая» жизнь в создаваемый им образ, я не переставляю удивляться той легкости, с которой скульптор входит в контакт со своей моделью (наверное, не только открытый и дружелюбный характер художника, но и историческое образование играют не последнюю роль) и доведенному до автоматизма в работе с материалом высокому профессионализму художественной трансформации модели в Вечность. Застывшей в бронзе.

Если в скульптуре Григорий Потоцкий выступает, как очень разноплановый художник, то вся его живопись посвящена исключительно женской красоте. Его полотна воспевают не просто утонченно-прекрасные черты женского тела, они пронизаны возвышенным чувством чистоты, граничащей со святостью. Это выражено в самой манере письма, в оригинальной технике, когда на белом холсте есть только оттенки белого цвета. Одна из таких работ, приобретенная на аукционе в Женеве, украшает мою библиотеку. У неё, как, впрочем, у большинства работ «белой» серии, есть свой секрет. Своей настоящей жизнью картина начинает жить только тогда, когда она подсвечивается с обратной стороны. Эти произведения, выполненные «белым по белому», сам Григорий Потоцкий называет «изография души».

Вот этой непреходящей ценности – красоте человеческой души – и служит искусство, будь то скульптура или живопись, Григория Потоцкого. Как он сам говорит, его искусство «о том, что надо быть нормальными людьми. Есть нормальные ценности — любовь, мир. И что есть самое большое чудо — нести добро, любить людей и отдавать им то, что в тебе есть. Любовь всегда созидательна, она не может быть другой. Сегодня эпоха разрушения всего и вся. Разрушается сама основа человека — любовь. Сегодняшнее искусство умничает, выворачивается наизнанку. Потеряно основное качество искусства — позиция. У художника должна быть позиция. И тысячелетиями она одна и та же, если искусство служит открытию и прославлению красоты — то это прекрасное. То, чем сегодня подменяется искусство, может быть интересно, но это не подлинно. Искусство это как любовь, ее можно подменить сексом. Но она и станет сексом».

Статья опубликована на сайте www.nashagazeta.ch

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года