Голубой всадник на Мосту в компании Бубнового валета

Один из залов галереи Artvera\'s

Женева 21.11.2008 | 11:19
Людмила Клот

21 ноября в галерее Artvera's в Женеве открывается выставка русского и немецкого авангарда начала 20 века.

Одновременная экспозиция русских авангардистов и немецких экспрессионистов показывает их соприкосновение и взаимное влияние. Для показа отобраны картины, написанные маслом, их около сорока. Особенно полно представлен Алексей Явленский: два натюрморта, пейзаж и четыре портрета («Портрет Лолы», 1912 — на фото). Рядом произведения Августа Маке, Генриха Кампендонка, Макса Пехштейна и вновь «наших» — Натальи Гончаровой, Кончаловского, Аристарха Лентулова.

Название выставки: «Le Valet de Carreau, Die Brücke, Der Blaue Reiter» сразу говорит о художественных группах, на ней представленных. Годы, предшествующие Первой Мировой войне, были исключительно богаты на рождение новых направлений и способов выражения в искусстве.

Провокационным именем из лексикона игроков в карты группа русских живописцев-авангардистов «Бубновый Валет», оформившаяся в 1910-1912 годах на базе одноименной московской выставки, обязана художнику Михаилу Ларионову.

Художественная коммуна «Мост» представлена полотнами Макса Пехшнейна (четыре картины на выставке), Эмиля Нольде, Отто Мюллера, Эрнста Людвига Кирхнера и Карла Шмидта-Ротлуффа. Перекидывая «мост» между берегами реальности и воображения, художники изобретали новые формы воздействия на цвет и контур. Критики писали об интуитивной живописи, основанной на эмоциях, которая «взламывала пространство и время», чтобы показать истинную энергию, летящую из тьмы академических шаблонов на свет холста.

«Голубой Всадник» не был цельной группой с четко обозначенным стилем. Он родился в 1911 году в Мюнхене и получил свое название от картины Василия Кандинского.

Выставка подчеркивает, что художники трех направлений также продуктивно общались между собой в реальности, как и в искусстве: многократно встречаясь в Берлине, они откликались и на творчество друг друга. Так, художники «Голубого Всадника» подготовили выставку своих произведений в ответ на манифестации «Бубнового Валета», а художники «Моста», в свою очередь, иллюстрировали альманах «Голубого Всадника» и принимали участие в мюнхенской экспозиции этой группы.

Галерея Artvera's существует с 2005 года и специализируется на европейском и русском искусстве конца 19-начала 20 веков. Ее можно посетить в Старом Городе Женевы по адресу:

1, rue Etienne Dumont 1204 Genève Тел.: +41 (0)22 311 05 51 www.artveras.com

Замечательно, что русский авангард можно одновременно посмотреть и в Цюрихе — галерея «Орландо» этой осенью также выставляет картины Явленского, Веревкиной, Шагала, Лисицкого, Пуни и других русских художников.

Статья опубликована на сайте www.nashagazeta.ch

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года