Тайна красного ящика

Полина Курияр \

Женева 03.12.2008 | 07:10
Надежда Сикорская

Сегодня в женевском Музее искусства и истории открывается выставка «Русские художники и путешественники XIX века» — новогодний подарок всем нам.

История этой выставки вполне могла бы лечь в основу детективного романа с элементами политического триллера, который бы начисто развеял миф о швейцарской любознательности и организованности.

Посудите сами – в 1899 году в Женеву, на имя Музея искусства и истории приходит из Санкт-Петербурга внушительных размеров деревянный красный ящик, отправитель – никому в городе не известная Полина Курияр (Pauline Couriard). Содержимое ящика аккуратно извлекается и препровождается в архив, где лежит – нетронутое! – больше ста лет. Только в 2006 году стало известно, что все речь идет о более шестидесяти полотен русских художников, всех без исключения подаренных, как свидетельствуют надписи, той самой таинственной Полине.

То, что эти картины наконец-то будут представлены широкой публике — заслуга директора Музея изобразительных искусств города Ля Шо-де-Фон Лады Умштеттер-Мамедовой, с которой мы уже кратко знакомили наших читателей и сегодня с удовольствием делаем это снова. Именно она рассказала «Нашей газете» подробности этой удивительной истории.

Порывшись в архивах, Ладе удалось установить, что настоящее имя Полины Курияр – Пелагея Петровна Вохина. Она родилась в 1848 году в аристократической семье Санкт-Петербурга, отец был генералом, а сама Полина брала уроки у популярного тогда художника Льва Лагорио. Пелагея Петровна не стала профессиональным живописцем, но явно была человеком одаренным, о чем свидетельствуют ее рисунок «Effet de neige», также замурованный в красном ящике. Но не будем нарушать хронологический порядок событий.

Итак, повзрослевшая Пелагея Петровна выходит замуж за швейцарского врача Альфреда Курияра, работавшего в Санкт-Петербурге. Замужество и связанные с ним новые обязанности не мешают активной общественной деятельности мадам Курияр, направленной на продвижение российского искусства.

Член императорской Академии изящных искусств, в 1882 года она создала и в течение более десяти лет возглавляла первый в Санкт-Петербурге дамский художественный кружок, в который входили в основном обеспеченные дамы, занимавшиеся и живописью и благотворительностью. По случаю десятой годовщины основания Кружка, торжественно отмеченной Академией, каждый из ее членов и презентовал Пелагее-Полине одну из своих работ с дарственной надписью.

Среди них творения портретиста Виктора Боброва, гравера Льва Дмитриева-Кавказского, Леона Бакста, прославившегося оформлением Русских балетов Дягилева, пейзажи Ивана Айвазовского, а также работы нескольких русских учеников швейцарского художника Александра Калама, например, Арсения Мещерского.

Ни одна из обнаруженных в красном ящике картин никогда ранее не выставлялась.

О Полине Курияр известно также, что она несколько лет прожила с мужем в Женеве, где он и скончался, а она отошла в мир иной в 1898 году в Санкт-Петербурге.

Почему в своем завещании она отписала красный ящик с подаренными ей картинами женевскому музею? Сделала ли она эта в память о муже или ее связывали с городом Кальвина другие сентиментальные узы и воспоминания – об этом нам, увы, ничего неизвестно, и вряд ли удастся узнать...

Но неужели и правда все эти годы сотрудники музея не знали об этом потайном фонде, спрашиваю я Ладу Умштеттер. На что она дипломатично отвечает, что, мол, имели смутное представление, но руководство музея менялось, информация терялась, да и имена большинства художников на Западе не известны...

При этом организация подобных выставок, «валоризация имеющихся иностранных фондов, популяризации незнакомых местной публике имен — прямая обязанность каждого музея», подтверждает коллега Лады, сотрудница отдела рисунков женевского музея Каролин Гиньяр.

Формулировка темы экспозиции – путешествия – также принадлежит Ладе. И действительно, на представленных полотнах – результаты поездок русских художников на учебу в Европу, их путешествий на Восток (будь то в рамках военного похода или простого развлечения), а также разъездов по российским просторам в поисках своего «я», своей, говоря современным языком, идентичности.

К сожалению, в Женеве выставлено меньше половины подаренных Полиной Курияр полотен, вся экспозиция помещается в одном, довольно небольшом, зале музея. Но она так изысканна, так оригинальна, что увидеть ее нужно обязательно.

Заодно можно будет познакомиться и с другими русскими шедеврами, являющимися собственностью основанного в конце 18 века в Женеве Общества искусств. Среди них – знаменитый портрет Дидро, выполненный Дмитрием Левицким в 1773 году, а также серия жанровых рисунков Александра Орловского, запечатлевшая эпизоды наполеоновских походов.

Выставку сопровождает прекрасный каталог, включивший все картины, завещанные Полиной Курияр и частично написанный на русском языке. А тем, кто захочет увидеть коллекцию в полном объеме своими глазами, придется съездить в Ля Шо-де-Фон, где она будет выставлена с 14 марта по 14 июня 2009 в Музее изобразительного искусства, которым руководит Лада Умштеттер.

Что будет с коллекцией дальше? «Я мечтала бы показать ее в России, — говорит Лада. – Третьяковская галерея уже проявила интерес, но пока это только проект». Надеемся, что он будет реализован – у Лады Умштеттер легкая рука.

Между прочим, куда подевался сам красный ящик, установить так и не удалось.

Статья опубликована на сайте www.nashagazeta.ch

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года