«Гой ты, Русь, моя родная»

23 декабря 2008
Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР Ильи Глазунова

Театрально-концертное представление на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Г. Иванова, В. Набокова.

Академический оркестр русских
народных инструментов ВГТРК
Художественный руководитель и главный дирижер
Народный артист СССР,
лауреат Государственной премии СССР,
лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, профессор
Николай НЕКРАСОВ

Стихи читают
Народный артист России Валерий БАРИНОВ
Заслуженная артистка России Наталья КОЧЕТОВА

Авторы сценария и режиссеры-постановщики
Людмила и Александр ЛЕОНТЬЕВЫ

Неповторимо прекрасный – лирически-светлый, трагически-скорбный образ России во всей сложности ее исторической судьбы – главная тема этой работы.

Поэтическую основу программы составляют стихи выдающихся русских поэтов, посвященные России, и на чьи судьбы трагические перипетии русской истории наложили свой роковой отпечаток.

При всей своей патриотической направленности композиция имеет не пафосный, а скорее повествовательный характер. Музыкальные номера – ямщицкие песни «Вот мчится тройка почтовая», «Бубенцы»; старинная русская песня «Дубинушка», романс «Старый капрал» играют роль музыкальных картин из жизни дореволюционной России. Романсы и песни, составляющие музыкальную основу программы, как бы договаривают и развивают стихотворную мысль поэтов. При этом ясно просматриваются поэтические переклички: С. Есенин «Шаганэ, ты моя Шаганэ» — А.С. Пушкин «Не пой, красавица при мне» (музыка С. Рахманинова); С. Есенин «Спит ковыль, равнина дорогая…» — М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной). При всей повествовательности, которая заложена в композиции, авторы не ставят целью охватить всю историю России, а скорее – дать лирический образ родины, показать трагизм переломных моментов ее истории.

Кроме романсов в композицию включены и яркие оркестровые номера – «Тройка» и «Романс» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», а также обработки русских народных песен «Коробейники», «Камаринская» и другие.

Стихи лучших русских поэтов и романсы гениальных русских композиторов, дополненные праздничными, яркими зарисовками народной жизни в виртуозных оркестровых обработках народных песен позволят заново ощутить то глубокое и сокровенное чувство, что есть в душе каждого русского человека по отношению к своей Родине. Эпиграфом к программе служит стихотворение Анны Ахматовой «Молитва»:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

«…Слава лучей» – это и есть наша великая культура, одну из страниц которой приоткроет для зрителей эта программа.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года