Темы театра и цирка в творчестве А.Д. Тихомирова

Тихомиров А.Д. Двуликая балерина. 1966. Холст, масло. 100 x 123 см

16 — 25 января 2009
Московский выставочный зал «ГАЛЕРЕЯ А3»
Староконюшенный пер., 39

В Московском выставочном зале «ГАЛЕРЕЯ А3» с 16 по 25 января 2009 г. экспонируются живописные и графические работы московского художника А. Д. Тихомирова (1916-1995), посвященные театру и цирку.

Тема «человека в маске» – одна из основных в творчестве художника. Герои его произведений – актеры и акробаты, шуты и музыканты, изображенные им в минуты отдыха после спектакля. Уставшие от необходимости играть заученную роль, они снимают «маски», возвращаясь к своему истинному «Я», погружаясь в мучительные размышления о жизни и своем предназначении. В картинах и графических листах А. Д. Тихомирова яcно прослеживается отсыл к драмам У. Шекспира, фильмам Ф. Феллини, столь любимым художником. Живописные полотна, в которых органично сочетаются плоскостное и объемное изображения, и графические работы, выполненные в различной технике, отличаются сложностью композиции, богатой цветовой палитрой, оригинальным решением пластических задач.

Александр Дмитриевич Тихомиров (1916–1995) родился в г. Баку. В 1933 г. поступает на рабфак и работает в Бакинской живописной мастерской рекламы. С 1934 г., поступив на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет, занимается в мастерской И.Г. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина). С 1938 г. А. Д. Тихомиров работает в художественном отделе Азербайджанского Антирелигиозного музея, вступает в Азербайджанский Союз Художников. В 1941–1945 гг. работает в Художественном комбинате Азербайджанского отделения художественного фонда над агитплакатами, портретами героев войны, картинами военной тематики.

В 1945 г. поступает на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова по классу А. Осмеркина. В 1949–1976 гг. работает в Комбинате монументально-декоративного искусства, участвует в праздничных оформлениях г. Москвы.

На протяжении всего творческого пути А. Д. Тихомиров находится в поисках собственного стиля. После работы в реалистической манере художник увлекается импрессионизмом и постимпрессионизмом, пишет картины, близкие по стилю к произведениям Ван Гога, Сезанна, Марке, обращается к фовизму.

Яркие фовистические полотна цикла «Петрушка и балерина» написаны им под впечатлением от балета И. Стравинского «Петрушка». Будучи великолепным знатоком классической музыки, А. Д. Тихомиров создает живописные полотна и графические листы, вдохновляясь произведениями Скрябина, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Живопись и графика этого периода поражают великолепным колоритом, необычным ритмическим строем – сочные, яркие пастозные мазки словно кружатся в вихре праздничного танца.

Обращение к богатому внутреннему миру человека, его переживаниям, сомнениям, надеждам, темы любви и одиночества, тема человека-творца, создающего свой фантастический мир, находят отражение в работах неоклассического периода (с 1970-х гг.), когда мастер вырабатывает свой неповторимый стиль, а героями его произведений становятся библейские персонажи, театральные и цирковые актеры. Ряд произведений посвящен теме «Источника» ¬– женщины как источника жизни. В этих выразительных живописных полотнах и графических листах воплотились зрительные впечатления бакинского периода жизни художника – яркие краски колоритного древнего города с его шумными празднествами, его удивительная архитектура, прекрасные пейзажи.

Постоянно экспериментируя с цветом, фактурой полотна, используя то рельефное, то гладкое письмо или их сочетание, художник ищет новые пластические решения, прибегая к выразительной деформации формы, создает сложные многофигурные композиции, добиваясь поразительного эффекта — фигуры словно вырываются за пределы живописного пространства. И каждая работа – проникновение в глубинные слои человеческой психики, отражение трагичности человеческого бытия и стремления любого из нас быть понятым и принятым, не отверженным, счастливым, любимым.

А. Д. Тихомиров практически не выставлял при жизни своих работ, столь отличных от произведений искусства, характерных для соцреализма. Возможность экспонировать живопись и графику появилась только с началом перестройки.

Персональные выставки работ А. Д. Тихомирова проходили в Орловской картинной галерее, галерее «АНТИПЪ» в Центральном доме литераторов, МГТУ им. Н. Э. Баумана, галерее «Новый Эрмитаж». Художник участвовал в выставках в Баку, Москве, Риме, Париже. Произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия).

Персональный сайт художника — www.soviet-michelangelo.ru.;
ст. м. «Арбатская», «Смоленская»
Ежедневно, кроме пн., вт., с 11.00 до 19.00
Тел. (495) 691-84-84, тел./факс (495) 697-14-56

Екатерина Гоголева

 
Тихомиров А.Д. Театральная вечеря. 1984. Холст, масло. 169 x 129 см
Тихомиров А.Д. Театральная вечеря. 1984. Холст, масло. 169 x 129 см
Тихомиров А.Д.  Актеры за столом (2). 1980. Холст, масло. 100 x 101 см
Тихомиров А.Д. Актеры за столом (2). 1980. Холст, масло. 100 x 101 см
Тихомиров А.Д. Акробат с попугаем. 1985. Холст, масло. 85 x 100 см
Тихомиров А.Д. Акробат с попугаем. 1985. Холст, масло. 85 x 100 см
Тихомиров А.Д. Трагический клоун. 1960. Холст, масло. 65 x 100 см
Тихомиров А.Д. Трагический клоун. 1960. Холст, масло. 65 x 100 см
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года