Шедевр «На лугу» кисти Клода Моне станет жемчужиной торгов аукционного дома Christie’s

Шедевр «На лугу» кисти Клода Моне станет жемчужиной торгов аукционного дома Christie’s

Вечерние торги «Искусство импрессионизма и модернизма»
Лондон, 4 февраля 2009 года

Лондон – На торги аукционного дома Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут 4 февраля 2009 года в Лондоне, будет выставлено 47 работ, включающих в себя шедевры музейного уровня, среди которых полотна Клода Моне, Амедео Модильяни, Кеса ван Донгена, Эдуара Вюйара и Анри де Тулуз-Лотрека. Суммарный эстимейт торгов составляет более £60 миллионов, а топ-лотом аукциона обещает стать полотно Клода Моне «На лугу», написанное в 1876 году и оцененное экспертами в районе £15 миллионов. Данное полотно вместе с картиной Анри де Тулуз-Лотрека «Отверженные (две подруги)» были частью московской экспозиции Christie’s в Доме Черткова в октябре 2008 года.

Среди других топ-лотов предстоящего аукциона:

· «Портнихи» Эдуара Вюйара (1868-1940) – полотно, написанное в 1890 году, когда художнику был всего 21 год. Предварительная оценка работы составляет от £5.5 до £7.5 миллионов.

· Полотно Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) «Отверженные (две подруги)», написанное в 1895 году, является одним из самых значительных полотен данного художника из тех, что когда-либо выставлялись на торги (эстимейт £5– £7 миллионов).

· Редкий двойной портрет кисти Амедео Модиляни (1884-1920) под названием «Две девушки» был приобретен у художника при помощи его покровителя и агента более 90 лет назад и выставляется на торги впервые (эстимейт £3.5–£5.5 миллионов).

· Картина Клода Моне (1840-1926) «Тропинка в Аржантее», написанная в Аржантее в 1872 году, оценена экспертами аукционного дома в £3.5–£5 миллионов.

На торги также будут выставлены работы Кеса ван Донгена, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Густава Климта, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Гогена и Генри Мура.

Джованна Бертразони, глава лондонского отделения искусства импрессионизма и модернизма Christie’s: “Для нас большая честь выставлять на торги работы такого уровня, являющиеся яркими примерами главных художественных течений: от полотен импрессионистов до кубистских скульптур, от шедевров участников группы Наби до искусства сюрреализма. Многие из представленных на торги лотов появляются на арт-рынке впервые и, безусловно, представляют большой интерес для коллекционеров, которые продолжают демонстрировать устойчивый спрос на редкие и выдающиеся произведения искусства. Отдельного внимания заслуживают шесть работ из частной европейской коллекции, включающие в себя два полотна Клода Моне и картину Анри де Тулуз-Лотрека”.

Клод Моне (1840-1926), «На лугу»

Великолепное полотно Клода Моне «На лугу» было написано в 1876 году, когда художник находился в Аржантее – спокойном и живописном пригороде Парижа. Картина участвовала в знаковой третьей выставке импрессионистов, прошедшей в апреле 1877 года на рю ле Пелетье. Полотно наполнено цветами, написанными стремительными мазками и вселяющими в зрителя чувство радости. Фигура читающей жены художника Камиллы практически скрыта зеленью. Моне находился в авангарде импрессионистского движения, а его работы составляли костяк знаменитых выставок, прошедших в 1874, 1876 и 1877 годах; все это время художник жил и работал в Аржантее. Первые две выставки, на которых также были представлены работы Ренуара, Сезанна, Писсаро и Дега, были подвергнуты жесткой критике со стороны художественного истеблишмента. Луи Лерой, напечатавший в газете «Le Charivari» отчет о выставке, так сформулировал свое впечатление от полотна Моне «Восход солнца (Впечатление)»: «эскизы к обоям проработаны лучше, чем этот морской вид». Именно после этого высказывания за движением закрепилось название «импрессионисты». Третья выставка (1877 год), после которой Моне, Ренуар и остальные художники-новаторы начали говорить о себе как об импрессионистах, пользовалась большим успехом, хотя отголоски отрицательной критики все еще были слышны. Согласно Теодору Дюре – коллекционеру, покровителю и другу художников – «выставка стала знаковым событием парижской культурной жизни. Люди говорили о ней везде – в кафе, в Салоне, на бульварах». Картины Моне, участвовавшие в Третьей выставке, на сегодняшний день являются частью собраний Музея д'Орсэ в Париже, Музея Метрополитен в Нью-Йорке и чикагского Института искусств. К моменту выставки Дюре уже приобрел полотно «На лугу», и дал его для экспонирования. Несмотря на то, что с тех пор полотно редко выставлялось, оно регулярно упоминается в работах, посвященных творчеству Моне, и является жемчужиной одного из самых плодотворных периодов его творчества. Настоящим владельцем полотно было приобретено на аукционе в Нью-Йорке в 1999 году. Шедевр Клода Моне «Пруд с кувшинками», ушедший с молотка за рекордную для произведения данного художника сумму в £41 миллион, стал топ-лотом торгов Christie's в категории «Искусство импрессионизма и модернизма» в феврале 2008 года. Полотно «На лугу» оценено экспертами в районе £15 миллионов.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), «Отверженные (две подруги)»

Полотно Анри де Тулуз-Лотрека «Отверженные (две подруги)» является одним из самых значительных полотен данного художника из тех, что когда-либо выставлялись на торги. Написанная в 1895 году, вызывающая картина с интригующим названием участвовала в целом ряде международных выставок, посвященным творчеству Тулуз-Лотрека (Париж, 1931; Базель, 1947; Цюрих, 1950; Париж, 1951; Чикаго, 1979; Лондон, 1991-1992, Париж, 1992). К 1895 году Лотрек уже приобрел широкое признание благодаря своим картинам и афишам, ставшим культовыми. По словам поэта Андре Сюареса Тулуз-Лотрек был «бароном борделей». Художник был другом для многих женщин, работавших в борделях; с ним они могли поделиться своими самыми сокровенными тайнами. К тому же, Лотрек выбирал для своих картин только тех людей, которые вызывали его искреннее восхищение. Упоминая о своем отношении к падшим женщинам, Лотрек говорил: «Модели всегда выглядят напыщенными, а эти женщины естественны. Я бы никогда не посмел предложить им позировать за деньги, хотя, бог тому свидетель, они этого заслуживают. Они так раскрепощены, когда позируют, и полностью лишены любого проявления искусственности». Данное полотно изначально было частью коллекции Поля Галлимара, отца Гастона Галлимара (основателя издательского дома, носящего его имя). Впоследствии оно перешло в собственность Макса Либермана, немецкого художника и графика, считающегося одним из главных представителей импрессионизма за пределами Франции и основателя берлинского Сецессиона. По оценкам экспертов, эстимейт полотна составляет от £5,000,000 до £7,000,000.

Эдуар Вюйар (1868-1940), «Портнихи»

«Портнихи» Эдуара Вюйара – полотно, написанное в 1890 году, когда художнику был всего 21 год (эстимейт £5.5– £7.5 миллионов). Это полотно выставляется на торги из частного швейцарского собрания и обладает богатой выставочной историей: картина экспонировалась в музеях Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Хьюстона. В последний раз полотно участвовало в выставке, проводившейся в Национальной галерее Лондона с июня 2007 по сентябрь 2008 года. В 1980-х годах Вюйар, являющийся основателем группы Наби, жил в Париже. На творчество участников группы значительное влияние оказали работы Поля Гогена. Именно у него они позаимствовали смелые цвета и четкие линии, сформировав свой собственный неповторимый стиль, который, в свою очередь, оказал влияние на такие направления модернистского искусства, как фовизм и экспрессионизм. На полотне изображены сестра и мать художника за работой. Последняя была владелицей небольшого ателье, располагавшегося в доме Вюйаров.

Амедео Модильяни (1884-1920), «Две девушки»

Редкий двойной портрет кисти Амедео Модиляни под названием «Две девушки» был приобретен у художника через его покровителя и агента более 90 лет назад и выставляется на торги впервые (эстимейт £3.5–£5.5 миллионов). Это полотно является одним из 5 сохранившихся двойных портретов кисти художника. На картине изображены две девушки, сидящие рядом плечом к плечу. Старшая из них была моделью Модильяни для другого портрета, который находится в Художественном музее в Базеле. Изначально полотно принадлежало Леопольду Зборовскому – агенту Модильяни, который оплачивал его богемный образ жизни в обмен на право владения всеми его произведениями, созданными после 1916 года. Вскоре после этого полотно у Зборовского перекупил Йонас Неттер – один из самых страстных собирателей работ Модильяни. С тех пор картина ни разу не выставлялась и переходила по наследству от одного потомка коллекционера к другому.

Клод Моне (1840-1926) «Тропинка в Аржантее»

Картина Клода Моне «Тропинка в Аржантее» была написана в 1872 году, вскоре после того, как художник переехал в Аржантей (в декабре 1871 года), за два года до первой выставки импрессионистов в Париже (декабрь 1874 года). Этот период считается одним из самых плодотворных в творчестве художника – к Моне пришел успех и достаток, и он смог переехать в Аржантей с женой Камиллой и сыном Жаном. Живописные пейзажи берегов Сены вдохновили художника на создание его неповторимого стиля, который впоследствии лег в основу импрессионистского движения. Работа была написана на берегах Сены. Из трубы фабрики, скрывающейся за старым особняком вдали, струится дымок. Художник часто писал индустриальный дым, противопоставляя его естественным красотам природы. Полотно относится к серии из четырех работ, написанных в 1872 году, три других полотна из этой серии находятся в музее Орсэ в Париже и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Эстимейт полотна составляет от £3.5 до £5 миллионов.

К другим топ-лотам предстоящего аукциона также можно отнести 5 работ из частной европейской коллекции, которые ранее никогда не выставлялись на торги. Из четырех полотен Кеса ван Донгена (1877-1968) особого внимания заслуживает портрет танцовщицы под названием «Золотой корсет», написанный около 1907 года (эстимейт £1.5–£2.5 миллиона, на иллюстрации слева). Работа Алексея Явленского (1864-1941) «Танец с желтым веером», написанная в 1912 году, оценена в £1.5–£2.5 миллиона.

Среди скульптурных работ на торгах «Искусство импрессионизма и модернизма», пользующихся традиционным спросом, следует выделить работу Анри Лорана (1885-1954) 1919 года «Женщина с гитарой» – это одна из самых значительных кубистических скульптур из когда-либо созданных Лораном (эстимейт £350,000–£400,000). Согласно Дэвиду Сильвестру бронзовая скульптура Генри Мура (1898-1986) «Мать с ребенком» – это «возможно, самая величайшая из всех бронзовых скульптур Мура» (эстимейт от £1.5 до £2 миллионов). К топ-лотам аукциона также можно отнести полотно Анри Матисса (1869-1954) «Женщина на балконе», написанное в 1919 году, вскоре после того, как художник переехал в Ниццу (эстимейт £1.8–£2.5 миллионов) и картину «Две сестры» кисти Фернана Леже 1929 года (эстимейт £2– £3 миллиона).

Раздел, посвященный искусству сюрреализма, будет состоять из 40 тщательно подобранных работ. Топ-лотом является скульптура друга Пабло Пикассо, Хулио Гонзалеса (1876-1942) «Поцелуй» (эстимейт £400,000–£600,000). Среди других топ-лотов полотно «Игра в ладушки» Поля Дельво (1897-1994), написанное в 1951 году и предварительно оцененное экспертами в £400,000–£600,000, а также картина Хуана Миро (1893-1983) «Женщина, слушающая пение фиолетового петуха», написанное в 1972 году и выставляющееся на торги впервые (эстимейт: £500,000–£700,000).

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года