«Книга как бумажный театр»

«Книга как бумажный театр»

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Зоологическая улица, д. 13, стр. 2
Ст. м. «Краснопресненская», «Баррикадная»
Тел.: (499) 252 18 82 (автоответчик), (495) 254 84 92

В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) 19 января в 19 часов состоялся творческий вечер и выставка поэта и художника Эвелины Шац «Книга как бумажный театр» в программе Виталия Пацюкова «Контекст визуального»

Идея проекта

Творчество Эвелины Шац неотделимо от феномена диалога слова и изображения. Эвелина Шац является постоянным участником международных арт-форумов (включая и ежегодную Frankfurter Buchmesse), где слово и изображение объединяются в образах театра, перформанса или авторской книги художника. В проекте «Книги как бумажный театр» Эвелина Шац представляет свои последние книги 2008 года: «Дорогие друзья» (Amici Amati), билингва, авторский проект и иллюстрации, получившую высшую литературную премию «Lorenzo Montano 2008» (Верона), и рукотворную книгу поэзии – «Неумолимая орбита».

Я в вечность вступала – медленно
с чёрного хода
Трудилась не как гений – легко
а как пчёлка
усилием воли – не просто
Упрямо готовила встречу с тобой
за чертой
Не боясь, что могу не узнать –
ведь давно мы подлунно
чужими расстались
и разлукой блестят зеркала
как луна
темная сторона

(из книги «Неумолимая орбита»)

Творчество Эвелины Шац – в равной степени самобытное явление итальянской и российской культуры. Она – поэт и художник, драматург и дизайнер, культуролог и сценограф… И везде – оригинальный дар, артистизм незаурядной личности, безукоризненный вкус и чувство меры: тайнопись души человеческой и тайная перспектива судьбы. Так складывается поэтическая магия времени, «Иероглиф бесконечности» или «Неумолимая орбита» Эвелины Шац.

Время загадочного сезона
любовь пришла весной
вспыхнула жарким всполохом по осени
и надменно стала уходить – от траура до траура
в неведомое

(из книги «Неумолимая орбита»)

С момента выхода художественно-документального фильма «Женщина: вариант судьбы» (режиссер Владимир Македонский, музыка А. Талмелли, 1993 г.), где Эвелина Шац играла саму себя, существует понятие – «Театр Эвелины Шац».

путешествуя в себя
никуда не придешь

надо лететь над
собой
как птица
(из книги «Неумолимая орбита»)

В программе вечера

Выступления участников — Лидии Иовлевой, Альберто ди Мауро, Виктора Коркия, архитектора Андрея Чернихова, Михаила Погарского, Андрея Бартенева.
Чтение-перфоманс стихов в исполнении автора – Эвелины Шац Городской романс на стихи Э. Шац в исполнении Ларисы Григорьевой Произведения композитора Кирилла Волкова в исполнении Татьяны Коробковой (сопрано).
Демонстрация видеокниги «Над всем Шекспир или Гамлет на балконе» (2006, 30'), созданной в постановке и по сценарию Эвелины Шац, включая сценографию и костюмы. «Над всем Шекспир или Гамлет на балконе» развивает актуальные стратегии «бумажного театра», предлагая свою концепцию визуализации шекспировских текстов и вступая в диалог с фильмами Питера Гринуэйя «Книги Просперо» и «Интимный Дневник».
На выставке представлено более 50 работ Эвелины Шац в жанре Книги художника.

Эвелина Шац родилась в Одессе в семье художников, представителей разных культур, и уже давно живет в Милане. С 1998 года ее жизнь протекает между Миланом и Москвой. Поэт двуязычный, Эвелина пишет на итальянском и русском, она — художник и перформер, эссеист и искусствовед, режиссер и сценограф, журналист и культуролог. Ее эссе и стихи печатаются в специализированных журналах Италии, России и других стран. В течение многих лет она печаталась в Коррьере делла Сера на страницах культуры и на авторитетной Третьей странице. Вела рубрику Ла Скала и окрестности в журнале Гран базар и рубрику Культура в журнале Диритто и Культура. В многочисленных городах Италии, России, Украины проходят ее творческие вечера. Голос ее звучит на итальянском и русском языках по радио и на телевидении разных стран. Российское телевидение выпустило двухсерийный художественно-документальный фильм Женщина: вариант судьбы. Эвелина Шац занимается театром и кино, музыкой и проектами мультимедиа, материальной культурой и экономикой, наукой и философией, консультант в сфере издательской деятельности с акцентом на электронную литературу. В частности, она работала многие годы помощником режиссера в театре Ла Скала (режиссеры Любимов, Кончаловский, Крейча) и кинопродьюссером, в 1990-е годы – вице-президент Международного Консорциума Шедевры Искусств в Москве, Член Итальянского союза журналистов, член Российского союза художников, действительный член Международной Академии исследования будущего, действительный член Философско-экономического сообщества МГУ.

Эвелина Шац — автор многочисленных поэтических сборников (стихи ее также печатаются в антологиях, сборниках современной поэзии, учебниках), книг и эссе, театральных программ и каталогов по искусству, куратор выставок современного искусства. Она создала два мини-издательства KarwanSamizdat (книги серийные и порой рукотворные) и caffèLadomir, являясь автором дизайна проектов. Начиная с Вiennale di Venezia, Венеция 1978, Эвелина Шац выставляет в Италии и за рубежом свои рукотворные книги-объекты, конструируя и иллюстрируя их самостоятельно или совместно с итальянскими, русскими и европейскими художниками, продолжая свои малотиражные редкие издания, визуальную поэзию, концептуальные работы. Придает большое значение поэтической графике: оформление текстовой страницы входит в художественную структуру произведения.

С 1996 г. работает над станковыми и трехмерными ассамбляжами, создавая поэзы-скульптуры и иконы безотходного производства. Работая все больше в самых разных областях художественного творчества и в самых разных материалах, добилась такого языка, в котором поэзия, скульптура, монтаж, коллаж смешиваются в единое целое, а именно в re-melt. И вместо поливы и лака все поверхности покрыты будто пылью времени, письменной вязью: скриптомания. Около 30 персональных и более 80 коллективных выставок. Ее работы (рукотворные книги, пространственные объекты) хранятся во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном литературном музее (Москва), в Государственном литературном музее и в Музее западного и восточного искусства (Одесса), в БАНе (Библиотека Академии Наук, Санкт-Петербург), в Музее книги (Национальная библиотека, Санкт-Петербург), Национальная библиотека (Милан), в музее Суздаля и Владимира, в Музее Хлебникова (Астрахань), в Музее Ателье суль маре (Туза, Сицилия), в Национальном музее «Женщины в искусстве» (Вашингтон), в Музее памяти и Искусства (Виццини, Сицилия), WORLD MUSEUM 2000,Чезано Мадерно, в частных коллекциях Италии, России, США, Германии, Англии, Франции, Испании, Швейцарии, Голландии, Дании, Украины, Грузии, Эстонии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Болгарии, Югославии (Сербии), Бразилии, Аргентины, Чехии, Венгрии.

Многие стихи и поэтические зарисовки Эвелины Шац переложены на музыку русскими и итальянскими композиторами: Андреа Талмелли (Парма), Кирилл Волков (Москва), Евгений Волков (Москва), Игорь Рогалев (Санкт-Петербург), Марио Руффини (Флоренция), Милена Салерно (Милан), Сергей Слонимский (Санкт-Петербург), Юлия Рябова Шиловская (Париж), Рокко Абате (Милан). Барды Италии и России поют на ее стихи: Лариса Григорьева, Винченцо Ло Яконо, Федерико Черати, они исполняются по всему миру в многочисленных концертах, передачах по радио и телевидению, записаны на диски, включая авторское чтение.

 
«Книга как бумажный театр»
«Книга как бумажный театр»
«Книга как бумажный театр»
«Книга как бумажный театр»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года