«Арт-инвестирование в условиях кризиса».

Кристина Краснянская, Мэтью Стивенсон, Инна Соловьева

27 января 2009
Галерея «Эритаж»

На вопросы журналистов и представителей арт-бизнеса ответил руководитель отдела вечерних продаж департамента импрессионизма и модернизма аукционного дома Christie’s Мэтью Стивенсон.
Беседовала Кристина Краснянская

Мэтью, как бы Вы охарактеризовали 2008 год?
Мы все хотим понять, что сейчас происходит на рынке. В течение 2008 года рынок сильно изменился. Если первая половина года отмечалась рекордными ценами, а продажи в среднем были на 100 миллионов фунтов, то во второй половине 2008 объем продаж снизился на 50%, а эстимейты – на 20-25%.

Как выглядит в цифрах этот год по сравнению с 2007 и 2006 годами?
2007 год был очень успешным для Christie’s: 6,3 миллиарда долларов – это на 25 % больше, чем в 2006 ($4,67 миллиардов).793 произведения были проданы в течение 2007 года за суммы, превышающие один миллион долларов США. Это, конечно, сильно отличается от того, как Джеймс Кристи продавал вещи в XVIII веке. В первой половине 2008 года объем продаж компании составил 3,5 миллиарда долларов и хотя за вторую половину года цифры пока не готовы, существенная разница уже очевидна. Но в ближайшее время, тем не менее, у нас будут очень интересные продажи и мы оценим, как люди адаптируются к изменениям на рынке.

Как Christie’s решает проблему кризиса?
Мы придерживаемся политики осторожного оптимизма относительно следующего года. Речь идет о качестве. Во времена кризиса очень важно и для Christie’s и для других аукционных домов предлагать только лучшее, ведь качество – это единственная категория, выдерживающая испытание временем. В отличие от акций, искусство – вещь гибкая. Вы, безусловно, вкладываете и преумножаете свои средства посредством произведения искусства, но Вы можете также повесить это произведение искусства на стену и получать от него эстетическое удовольствие. Другие формы инвестирования обладают другими свойствами.
Кризис в первую очередь, это перемены, а перемены дают возможность пересмотра условий. В нашем случае выставление на продажу коллекции Ива-Сен-Лорана – это вклад в оживление и стабилизацию арт-рынка. Договоренность о продаже коллекции была достигнута шесть месяцев назад, и сейчас она будет продана с учетом пересмотренных резервов и эстимейтов. Это отличный шанс для тех, кто не потерял все деньги в кризис и думает об их надежном вложении. Эта коллекция у всех на слуху, а вещи с подобным провенансом обладают гарантированной ценностью в будущем. Обратите внимание, о чем говорят люди, что обсуждается в газетах, какие коллекции фигурируют в ведущих финансовых изданиях. Коллекция Ива-Сен-Лорана конечно у всех на слуху. Кроме того, Ив-Сен-Лоран и Пьер Берже покупали лучшее. Это имеет огромную важность для аукционного дома Christie’s. Потому что для нас все тоже упирается в качество. Мы бы хотели, чтобы наша коллекция отражала наиболее интересующие нас произведения искусства, чтобы мы росли вместе с ними на основе качества...

ДОСЬЕ:

Мэтью Стивенсон – директор отдела импрессионизма и модернизма, руководитель департамента вечерних продаж аукционного дома Christie’s; искусствовед, выпускник King's College, London и Christie's Graduate Training Programme, последние десять лет является специалистом по искусству XIX и XX вв. аукционного дома Christie’s.

Кристина Краснянская – искусствовед, арт-директор международной арт-галереи ‘Эритаж

 
Мэтью Стивенсон
Мэтью Стивенсон
Кристина Краснянская, Иван Кардашиди и гости галереи
Кристина Краснянская, Иван Кардашиди и гости галереи
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года