BRAFA’09: от облегчения к оптимизму

54-я Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств (BRAFA) закрылась 1 февраля. Работа ее была окрашена чувством облегчения, смешанного с оптимизмом. За 10 дней экспозицию посетило около 36 000 человек — лишь немногим меньше, чем в 2008 году.

Объем продаж фактически удалось сохранить на прежнем уровне, пусть даже обстановка на финансовом рынке и повлияла на крупные сделки. Дилеры отметили появление публики нового типа – молодых, прекрасно осведомленных знатоков, которым нужны качественные вещи. Возможно, их появление сможет изменить и предложение.

Галерея Ravenscourt впервые представляла Россию на европейской антикварной ярмарке. На BRAFA, по словам одного из владельцев галереи Максима Боксера, идея совместной демонстрации русского и западного искусства первой половины 20-го века оказалась вполне успешной. Фотографии с видами конструктивистских зданий Петербурга Владислава Ефимова и скульптура Армана (Arman) нашли своих покупателей. Галерист также отмечает, что посетители ярмарки «не праздные люди, а те, кто так или иначе искусство коллекционирует».

Как и для российской галереи, для дилеров из Будапешта Erdesz & Maklary это первое участие в BRAFA. Они считают, что «это очень хорошая ярмарка, действительно профессиональная <…> Качество посетителей очень серьезное, гораздо серьезнее, чем на других ярмарках, в которых мы участвуем, таких как Art Cologne, Московский Салон Изящных Искусств или Art Paris . На Art Cologne люди фотографируют направо и налево, но не общаются. Здесь люди очень открытые и готовые к диалогу. Они не поверхностны». Венгры продали несколько работ своих соотечественников.

Бенуа Шапиро принимает участие в ярмарке третий раз и считает данное событие «стабильным и на хорошем уровне». «Это без сомнения Национальная ярмарка Бельгии», — говорит глава парижской Galerie Le Minotaure. Он доволен «разумными продажами» и рад тому, что «коллекционеры, посещавшие его стенд в два предыдущих года, в этот раз совершили приобретения». Галерист продал скульптуры Цадкина и Арпа и пять работ Белы Кадар, что удивительно, так как венгерский автор мало известен в северной Европе. Но, по замечанию Бенуа Шапиро, «как дилер, вы можете быть здесь немного более смелым (чем на других ярмарках). В Бельгии публика отличается от Парижа и Москвы. У коллекционеров очень эклектичный вкус и они готовы совершать открытия!» Другая причина, почему он любит эту ярмарку — это «клиенты по соседству»: некоторые коллекционеры, которых он встретил на ярмарке, затем, совершив, «всего лишь небольшую поездку на поезде», посетили его галерею в Париже.

Известный французский декоратор Брижит Саби отзывается о BRAFA, как о «встрече, которую она старается никогда не пропускать»: «На мой взгляд, она входит в тройку лучших: Маастрихт, Парижская Биеннале, BRAFA – именно в таком порядке. Я бы добавила, справедливости ради, что в BRAFA принимают участие безусловно интересные галереи, не представленные на двух других. Для декоратора антикварная ярмарка — настоящее охотничье угодье. Он доволен сафари и возвращается со своими трофеями: объекты старины и современности, которые в декоре привлекут взгляд и помогут ощутить целостность ансамбля. В этом смысле BRAFA часто служила мне добрую службу. Я упомяну, в частности, элементы искусства Древней Греции, уцелевшие в водовороте времен. Они потрясающе сочетаются с любым стилем. Говоря об организаторах ярмарки, в их пользу можно отметить три момента: качество сценографии, постоянное обновление, и…… цены, которые соответствуют правде».

В ходе церемонии официального открытия ярмарки, в которой принимали участие Ее Величество королева Паола и Ее Высочество принцесса Астрид, галеристы беспокоились о том, как поведут себя их клиенты в разгар финансового и биржевого кризиса. Однако уже вечером первого дня стало ясно, что переживать не стоило: многие вещи оказались раскуплены. Галерея Ooidonk Fine Arts (Деинс) прямо на открытии продала две крупных картины, работы Пермеке (Permeke) и Савери (Saverys). Десяток предметов мебели XVIII века во французском стиле из галереи Kollenburg Antiquaires (Ойрсхот) перешел в руки частного коллекционера из Мексики, а амстердамская галерея Jan Roelofs нашла покупателя для редчайшего германского ларца XVI века.

Объем продаж оставался на удовлетворительном уровне в течение всей недели, хотя от отдела к отделу показатели существенно разнились, да и в одной области день на день не приходился.

Несмотря на возобновление интереса к старой живописи, результаты ярмарки в этом секторе оказались неоднозначными. Впрочем, галереи Florence de Voldère (Париж), Pintelon (Аальст) и Jan Roelofs продали несколько значительных работ, и в том числе – женский и мужской портреты Яна ван Скорела (Jan van Scorel, голландская школа, XVI век).

С современной живописью, напротив, дела обстояли прекрасно, в особенности у галерей Oscar de Vos (Синт-Мартенс-Латем) и Francis Carrette (Брюссель), где продали работу Фердинанда Ширрена (Ferdinand Schirren), а также у Patrick Lancz, чью «Любопытную» кисти Яна ван ден Экхаута (Jean van den Eeckhoudt) увез коллекционер из Швейцарии. Графические работы Эмиля Клауса (Emile Claus), Генриетты Роннер-Книп (Henriette Ronner-Knip) и Леона Спиллиарта (Léon Spilliaert) были куплены у брюссельцев Harold t‘Kint de Roodenbeke, а большое полотно Пьера Декенна (Pierre Dequenne) под названием «Художник и его модели» из Jean Nélis (Брюссель) отошло американскому коллекционеру. Крупный коллекционер из Европы приобрел ценнейший коллаж Владимира Баранова-Россине «Танцовщик» (1911) у парижской галереи David Lévy & Associés.

Впервые принимавшие участие в ярмарке Alvaro Roquette & Pedro Aguiar Branco из Лиссабона порадовали коллекционера из Франции, которому досталась редчайшая чаша XVII века из красной яшмы. Galerie Seghers из Остенде – рисунки Пауля Клее (Paul Klee) и Джеймса Энсора (James Ensor), в частности, «Морской пейзаж» и работу «Чума над головой, чума под ногами». Великолепный бильярдный стол 1830-х годов, выставленный антикварами Couvent des Ursulines из Льежа, украсил собой частную коллекцию.

Галерея Marc Michot из Брюгге открыла продажи в отделе керамики и фарфора: в самый первый день нашелся покупатель для целого ряда предметов из Китая, и в том числе – для четырех редчайших блюд периода Ванли (династия Минг) с изображением цапли, ценой в 60 000 евро каждое. Из экспозиции Van Nie (Амстердам) было куплено несколько дельфтских фарфоровых изделий.

Несколько гобеленов и шпалер продали Manufactures Royales De Wit (Мехелен). Это были, в частности, «Утиная охота» нидерландской работы последней четверти XVI века и шпалера-мильфлер начала XVI века, стоившая около 150 000 евро.

Удачно сложилась ярмарка и для ювелиров, и прежде всего — для Epoque Fine Jewels из Кортрейка и Leysen из Брюсселя. Serge & Frieda Govaert-Quatacker (La Pipe) продали ампирный гарнитур, состоящий из ожерелья с подвесками, а новички Bernard Bouisset, впервые появившись на ярмарке, тут же подыскали нового владельца для бриллиантовых серег-колец парижской работы начала XX века.

В высшей степени удовлетворительными оказались итоги работы археологического раздела. Бронзовый коринфский шлем V века до н.э. – ценнейший экспонат галереи Phoenix Ancient Art (Женева/Нью-Йорк) – был куплен одним из коллекционеров за 750 000 евро. Владельцы Eric Pouillot расстались с целым рядом ценных предметов, и в том числе – с замечательной статуэткой сидящего слуги из серой терракоты (Китай, Западная династия Хань, первая половина II века до н.э.). Для парижской галереи Cybèle нынешний год стал самым удачным за все время участия в брюссельской ярмарке: оттуда ушел, среди прочего, бронзовый ибис, относящийся к XXVI династии. Статуэтка была продана за 100 000 евро.

Стоит особо отметить замечательную экспозицию брюссельских салонов Bernard De Leye и D’Arschot & Cie: их изделия из серебра имели большой успех, многое было раскуплено. Не менее блестящими оказались результаты галереи Eric Müllendorff из Антверпена: коллекционерам приглянулась редкая бронзовая статуэтка «Похищение Европы» (1899), чьим автором был Георг Врба (Georg Wrba, 1899), а также серебряный столовый набор Puiforcat и скульптурный портрет королевы Елизаветы Виктора Руссо (Victor Rousseau).

В разделе азиатского искусства почин принадлежал Christophe Hioco: галерея рассталась с головой Будды из Таиланда (XVI-XVII век) и антропоморфной фигуркой I-III вв из Вьетнама. Трутница из слоновой кости (XVII век, Гоа) и халхо-монгольский головной убор XVIII-XIX вв, выставлявшиеся в Galerie Lamy и Georgia Chrischilles, также отправились к новым владельцам.

Искусство Африки в Брюсселе традиционно пользуется популярностью. Этот год не стал исключением, как свидетельствуют Pierre Dartevelle и Patric Didier Clayes, чьи ключевые экспонаты были проданы по каталогу еще до начала ярмарки. Впрочем, не меньший энтузиазм у покупателей вызвала терракторовая фигура из Дженне (Мали), выставлявшаяся первой галереей, и крошечная статуэтка пенде, украшавшая экспозицию второй.

ХХ век также не был обойден стороной. Кроме вышеперечисленных, особое внимание привлекла к себе галерея Vincent Collet из Брюсселя. Участник представлял главным образом бельгийскую модернистскую мебель и в итоге расстался с длинной скамьей Кристофа Геверса (Christophe Gevers., 1928-2007). Несколько модернистских предметов из Италии, в том числе – потолочные светильники Cattelani & Smiths, были куплены у Gavage-Longrée. Для Marc Heiremans, галереи, специализирующейся на муранском стекле, выставка прошла на редкость удачно: среди проданных предметов стоит отметить крайне редкий светильник Venini под названием «Зажигательное стекло» (Ustorio). Галерея Pierre Bergé продала за 16 000 евро пару кресел розового дерева под названием Oca, придуманных Серхио Родригесом (Sergio Rodrigues) в 1954 году. Довольны остались и владельцы парижского салона Zlotowski, нашедших в Бельгии покупателей для двух бронз Цадкина (Zadkine) — «Женщины с веером» и «Женского торса». Один из покупателей не смог устоять перед «Остановившимся мнгновением» Эмиля Джильоли (Emile Giolioli) со стенда парижской Galerie Martel-Greiner. Работа происходила из фонда Veranneman Foundation.

Вещи современных художников также имели успех на стендах парижан Pascal Lansberg и Patrice Trigano (Paris). Каучуковые мисс Мела Рамоса (Mel Ramos) привлекли не одного покупателя. Maruani & Noirhomme (Кнокке-Хейст) продали несколько заметных фотографий Дэвида Лашапеля (David LaChapelle). Хорошо шли дела и на стенде Jos Jamar (Антверпен). Триптих Пьера Алешинского (Pierre Alechinksy) за 300 000 евро перекочевал в одно из бельгийских собраний. Парижанин Antoine Helwaser продал несколько покрытых бриллиантовой пылью шелкографий Рассела Янга (Russel Young), в том числе — портреты Барака Обамы, и серебряные отпечатки Жерара Рансинана (Gérard Rancinan). Парижская Galerie Flore нашла покупателей для пяти из семи выставленных работ Николаса Тодда и Дэмиена Фитча (Nicolas Todd, Damien Fitch). Цена их варьировалась от 8 000 до 12 000 евро.

Наконец, британская фирма Finch & Co весьма успешно торговала редкостями вроде серии из 45 акварелей «Первой коалиции» (конец XVIII века), купленной бельгийским коллекционером.

Итак, влияние финансового кризиса оказалось гораздо менее заметным, чем многие опасались, пусть даже покупки зачастую производились довольно нерешительно. Многие из участников отметили появление публики нового типа – людей крайне заинтересованных, уверенных, что предметы искусства, как и прежде, могут быть надежной инвестицией и безопасным вложением средств. Тем не менее, рынок, как видно из разброса показателей по разным секторам, еще до конца не пришел в себя.

В следующий раз мы встретимся на 55-й Брюссельской ярмарке антиквариата и изящных искусств (BRAFA 2010), которая пройдет с 22 по 31 января в выставочном центре Tour & Taxis.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года