Автору «Черного квадрата» 130 лет

11 февраля исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого художника-авангардиста, основателя геометрической беспредметности Казимиру Малевичу.

Знаменитое полотно «Черный квадрат» считается символом супрематизма. В свое время картина потрясла основы искусства. «Черный квадрат» стал источником мощного обновления существующего реалистического искусства. Но не только своими полотнами прославился художник. Он был теоретиком искусства и философом, писал стихи.

Казимир Северинович Малевич появился на свет 11 (23 по старому стилю) февраля 1878 года в Киеве в обычной семье. Его родители были по происхождению поляками. Впервые Малевич попробовал начать рисовать в 15 лет. Спустя два года он поступает в Киевскую рисовальную школу. В 1896 году семья Малевичей переезжает в Курск, где женится женится на Казимире Зглец, здесь появятся на свет сын Анатолий и дочь Галина. Чтобы прокормить семью, Казимир Северинович начинает служить в Управлении Курско-Московской железной дороги. Но о своем увлечении он не забывает, сумев создать художественный кружок. Больше всего его участники любили рисовать природу. Именно этот период жизни художника исследователи называют периодом «раннего импрессионизма».

По некоторым данным, большую часть своих работ того периода Малевич уничтожил. Но остались «Весенний пейзаж», «Церковь», «Бульвар», «Девушки без службы» и др… Простые этюды, в которых на фоне пейзажей изображены люди, занятые обычными делами, по мнению некоторых критиков, можно видеть не «курский, а парижский акцент». Образы героинь напоминали ренуаровских женщин. Именно страсть к рисованию изменила судьбу Малевича. Он твердо решил, несмотря на нехватку средств, отправиться в Москву. Именно здесь, по его мнению, жили все настоящие художники. Он трижды поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, даже не смотря на то, что все попытки были неудачными, он переехал в Москву и перевез свою семью. Казимир Малевич начинает обучение у Ивана Реберга, который был заметной фигурой в мире московских художников. Благодаря Ребергу Малевич имел возможность представлять работы на выставках Московского Товарищества художников.

В 1909 году Малевич женится во второй на детской писательница Софье Рафалович. С тех пор дом в дачном поселке Немчиновка стал для художника самым любимым местом, где он проводит все свое свободное время.

Дружба с художниками Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым и привела Малевича к неопримитивизму. Его принципы он претворял в простых сценах крестьянской жизни. Вместе с тем художник разрабатывал мотивы и приемы живописи кубизма. По мнению Малевича, картина может быть тяжелой или легкой

В 1913-14 гг. Малевич иллюстрирует несколько книг. Он автор эскизов декораций и костюмов к опере «Победа над солнцем». Премьера спектакля в Петербурге стало важным этапом в становлении русского авангарда. Упрощение и геометризация форм помогло Малевичу создать революционно новое направление в искусстве — супрематизм. Рождение этого направления из алогичных полотен художника можно видеть в «Моне Лизе»: плоскость с непонятной глубиной, геометрические фигуры.

В 1915 году рождается «Черный квадрат». Это настоящая «победа над Солнцем» — плоскость квадрата закрыла собой все изображение. «Черный квадрат» сосредоточил в себе все формы и краски. Изображение говорит о полной свободе Малевича от существующих норм и штампов.

Малевич был уверен, что современность пока не готова к супрематическому преображению. Нужно время, чтобы приучить ее к такому искусству, приучать к восприятию «живописи как таковой». Долгое время художник был уверен, что супрематизм завершил историю живописи. Но Малевич в свои последние годы уже не столь категоричен. Он проявляет живой интерес к самым различным направлениям

Особо хочется выделить в жизни Казимира Севериновича 1927 год. Он впервые отправляется за границу — принять участие в Большой Берлинской художественной выставке. Работы Малевича восприняты публикой очень благожелательно, но неожиданно его срочно отзывают в СССР, где он оказывается под арестом. Благодаря хлопотам друзей, его через несколько недель выпускают на свободу. Работы, выставленные в Берлине, так и останутся на Западе. Лишь 15 работ будут утеряны во время Великой Отечественной войны, остальные благополучно сохранились до наших дней.

В 1935 году после тяжелой и продолжительной болезни художника не стало. Малевич завещал похоронить себя под дубом рядом с любимой Немчиновкой. И даже похороны художника были концептуальными: на платформе грузовика был установлен «Черный квадрат», а на капоте расположили супрематический саркофаг. После кремации урну с прахом захоронили там, где просил художник. На могиле установили бетонный памятник в виде куба с черным квадратом. К сожалению, могила была утрачена во время кровопролитных боев в годы Великой Отечественной войны. И лишь в 1988 году на предполагаемом месте захоронения был установлен памятный знак.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года