Коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Искусство импрессионизма и модернизма

Коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Искусство импрессионизма и модернизма

Париж – 23 февраля 2009

Топ-лотом торгов стало полотно Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», 1911 года, ушедшее с аукциона за €35.9 млн / £31.9 млн / $46.4 млн, и установившее мировой ценовой рекорд на произведение художника на аукционе

7 МИРОВЫХ РЕКОРДОВ НА ПОЛОТНА ХУДОЖНИКОВ

8 работ были проданы за суммы, превышающие €5 миллионов (каждая) 25 работ были проданы за суммы, превышающие €1 миллион (каждая) 3 работы были приобретены музеями заранее (Музей Орсе – Центр Помпиду)

Париж – На сегодняшней сессии торгов, которые ознаменовали собой начало выдающегося аукциона коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, представленной Christie’s совместно с аукционным домом Pierre Bergé & Associates, было предложено величайшее частное собрание полотен импрессионистов и модернистов под сводами великолепного Гран-Пале. При участии 1200 коллекционеров со всего мира было продано 59 работ на общую сумму €206 млн / £183 млн / $266 млн, установивших мировой рекорд на частную коллекцию, когда-либо появлявшуюся на торгах, и рекорд на самый крупный аукцион в Европе. Топ-лотом стало полотно Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», 1911 года, ушедшее с торгов за €35.9 млн / £31.9 млн / $46.4 млн, и установившее новый мировой ценовой рекорд на произведение художника, проданное с аукциона. Восемь работ были проданы за суммы, превышающие €5 миллионов. 25 произведений ушли с торгов за суммы, превышающие €1 миллион. Этим вечером в торгах принимали участие коллекционеры из Европы (70%) и Америки (30%). Семь мировых рекордов были установлены на полотна Матисса, Бранкузи, Мондриана, де Кирико, Дюшана, Клее и Энсора.

Томас Сейду, Глава международного департамента «Искусство импрессионизма и модернизма»: “Эти величайшие торги, которые достигли рекордной суммы выручки для аукциона, проводимого в Европе, и на которых была продана самая выдающаяся частная коллекция в мире, состоялись благодаря двум великим людям: Иву Сен-Лорану и Пьеру Берже. Коллекционеры, собравшиеся в огромном зале, который когда-либо вмещал аукцион Christie’s, откликнулись на, возможно, единственную в жизни возможность приобрести часть знаменитой коллекции, которая не появлялась на арт-рынке уже более 50 лет. Мы стали свидетелями ожесточенной войны ставок со стороны большого числа покупателей по телефону на редкие и исключительные работы, каждая из которых обладает безупречным провенансом и находится в отличном состоянии. Эти торги, которые, несомненно, войдут в историю, продемонстрировали непоколебимый интерес к искусству импрессионизма и модернизма, категории, которая на протяжении долгого периода времени пользуется большой популярностью среди коллекционеров».

Среди топ-лотов торгов:

• Роскошный натюрморт Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» 1911 года, ушедший с торгов за €35.9 млн / £31.5 млн / $46.4 млн (при эстимейте: €12,000,000-18,000,000) и установивший мировой ценовой рекорд на полотно художника, проданное с аукциона Экспрессивное полотно «Танцовщик», 1937-38, проданное за €6.7 млн / £6 млн / $8.7 млн (при эстимейте: €4,000,000-6,000,000), и картина «Обнаженная на берегу моря», 1909, ушедшее с аукциона за €8.2 млн / £7.3 млн / $10.6 млн (эстимейт: €4,000,000-6,000,000).

• Портрет Мадам Л.Р., прекрасный пример ранней деревянной скульптуры Константина Бранкузи, проданный за €29.1 млн / £25.9 млн / $37.7 млн (эстимейт: €15,000,000 – 20,000,000), и установивший мировой ценовой рекорд на произведение художника, проданное на аукционе. Скульптура, приобретенная Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже в 1970 году у ее первого владельца художника Фернана Леже, который отдал взамен полотно несколькими годами позже 1918 года, времени, когда они познакомились с Бранкузи.

• Три абстрактных полотна Пита Мондриана, каждое из которых относилось к ключевым этапам творчества художника, выражало степень напряжения между линией, формой и цветом, и служило доказательством поиска художником чистоты и баланса, были проданы выше своих предварительных верхних эстимейтов. Композиция в синем, красном, желтом и черном, 1922 года, ушла с торгов за € 21.5 млн / £19.1 млн / $27.9 млн (при эстимейте: €7,000,000-10,000,000), и установила мировой ценовой рекорд на полотно художника, проданное с аукциона. Композиция с решеткой 2, 1918 года, ушла с торгов за €14.4 млн / £12.8 млн / $18.6 млн (эстимейт: €7,000,000-10,000,000), и Композиция I, 1920 года, была продана за €7 млн / £6.2 млн / $9 млн (эстимейт: €5,000,000-7,000,000).

• Величайшие полотна Фернана Леже 1918 и 1919 годов, созданные во время творческого расцвета художника, приковали к себе внимание коллекционеров: «Композиция (на заводе)», 1918 года, была продана за € 5.5 млн / £4,942,170 млн / $7,185,027 млн (эстимейт: €6,000,000 – 8,000,000). Картина «Чашка чая», 1921 года, ушла с аукциона за € 11.4 млн / £10.2 млн / $14.8 млн (эстимейт: €10,000,000 – 15,000,000).

Среди других лотов аукциона выделяются элегантное произведение Александра Колдера «Танцоры и Сфера», проданное за € 1.5 млн / £ 1.4 млн / $2 млн (эстимейт: €1,000,000 – 2,000,000). Шедевр, флакон духов, “La Belle Haleine – Eau de Voilette” Марселя Дюшана, созданный при участии Мана Рэя в 1921 году, стал предметом борьбы коллекционеров в зале и в итоге был продан за € 8.9 млн / £7.9 млн / $11.5 млн, превысив эстимейт примерно в девять раз (€1,000,000 – 1,500,000) и установив мировой ценовой рекорд на произведение художника на аукционе.

Также участвовавшее в торгах полотно Джеймса Энсора «Отчаяние Пьеро», самое величайшее произведение художника, не появлявшееся на аукционе более 25 лет, в итоге ушло с торгов € 4.9 млн / £4.4 млн / $6.4 млн (эстимейт: €2,000,000 – 3,000,000), установив мировой рекорд на произведение художника, проданное с аукциона.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года