«Этот смутный объект искусства». Из собрания Stella Art Foundation

4 июня – 5 октября 2009
Музей Ка’Реццонико, Венеция
Куратор Владимир Левашов

Новейшее русское искусство возникло и сформировалось в условиях двойной культурной изоляции: в закрытой от внешнего мира стране; в форме андерграудного творчества внутри советской художественной системы. Отсюда – уникальность его структуры, стратегий и формообразования. Будучи герметичным, это искусство мыслило себя органической частью мирового. Будучи сложным и противоречивым, на международных выставках оно репрезентировалось крайне упрощенно. В советское время — как единый, наивно-гуманистический порыв к политической и творческой свободе; после перестройки – как художественный символ демократизации пост-тоталитарной страны, критического осмысления собственного прошлого и настоящего. Наш проект является альтернативой сложившейся практики, попыткой создания одного из возможных «автопортретов» русского искусства 1970-2000-х годов, показывающим его как сложноустроенный, «смутный» объект.

Несмотря на все бурные трансформации постперестроечного времени альтернативное русское искусство сохраняет память о своем источнике, об уникальных условиях собственного формирования в рамках позднесоветской культуры. Одним из базовых свойств последней была книжность, литературо-центричность, подразумевающая глубинный символизм визуальной образности. Другим – синтез традиционализма и радикальной проектности, неизменно воспроизводящийся в силу антиэволюционного типа национальной истории. И если рассматривать подобную двойственность не в качестве родового дефекта национального искусства, а как источник его силы и оригинальности, то перед нами возникает совершенно особая, чрезвычайно увлекательная перспектива его созерцания. Первая версия проекта демонстрировалась в октябре-ноябре 2008 года в Kunsthistorisches Museum в Вене и была посвящена теме «советской вселенной». Венецианская версия меняет акценты, переключая внимание публики с «содержания» этого искусства на неразрывно связанную с ним «форму», его внутреннее устройство. Экспозиция показывает современное русское искусство как практику конструирования множественных миров, плетения бесконечной истории. В этом нарративном потоке размываются границы между авторами и их персонажами, причудливо группируются сюжеты и мифы разнородного происхождения, соединяются текстовые фрагменты и визуальные образы.

Список художников*: Юрий Альберт, Юрий Авакумов, Вагрич Бахчанян, Дмитрий Гутов, Александр Джикия, Елена Елагина, Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Илья и Эмилия Кабаковы, Виталий Комар и Александр Меламид, Вадим Космачев, Александр Косолапов, Владислав Мамышев (Монро), Борис Орлов, Анатолий Осмоловский, Александр Пономарев, Дмитрий Пригов, Леонид Соков, Леонид Тишков, Гор Чахал, Иван Чуйков

* Список может претерпеть незначительные изменения

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года