«Книга художника – фундаментальный опыт современности…»

«Женское покрывало». Куратор проекта Алина Рицци. 2008 г.

В ноябре 2008 года в ЦДХ прошла 4-я Московская международная выставка-ярмарка «Книга художника».

Рукотворная книга хорошо известна за рубежом. Без atrtist’s book — книг, выполненных художником от начала до конца, от переплета до иллюстрации, уже давно не обходятся крупнейшие европейские книжные ярмарки – Эдинбургская, Лейпцигская, Франкфуртская. Все большее число художников обращается к этому жару книжного искусства, уникальность которого обусловлена, прежде всего, его многоплановостью.

Действительно, Книга художника включает в себя не только такие традиционные графические печатные техники, как линогравюра, литография, ксилография, офорт, шелкография, монотипия, но и становится полем для воплощения самых смелых идей в области перфоманса, инсталляций, видео- и медиа-арта, лэнд-арта и мэйл-арта.

Каждое произведение этого жанра — синтез нескольких видов искусства. Книги становятся объектами, объекты – книгами, перформанс превращается в процесс перелистывания прочтенных страниц, видео- и лэнд-арт проекты – в своеобразные главы рукотворной книги.

«Кроме того, — рассказывает один из основателей движения за развитие арт-рынка Книги художника в России, постоянный куратор московских международных выставок-ярмарок «Книга художника» Михаил Погарский, — Книга художника – своеобразный мост от литературы к визуальному и актуальному искусству. Она осуществляет связь времен, соединяя великую культуру книгоиздательства и самые современные технологические приемы, выполняет в современном искусстве роль межжанрового проводника, своего рода языка эсперанто для художников самой разной направленности».

Существующие более 25 лет в России направления Книги художника – классические книги, книги-объекты, книги-перфомансы, мэйл-арт – постоянно трансформируются в своем развитии в многочисленные «вариации на тему», обрастая новыми идеями, неожиданными решениями с использованием широчайшего диапазона техник, материалов и инструментов.

Не станем вспоминать историю возникновения и развития Книги художника как таковой, поэтические книги русских футуристов или художников-концептуалистов 60-70-х годов, видевших в книге проводника своих идей и противопоставлявших Книгу художника роскошным библиофильским изданиям. Обратимся к ситуации сегодняшней.

«Очевидно, невозможно описать историю искусства XX века по следам иллюстрированных или авторских книг, но также очевидно, что без них невозможна история художника нашего времени. Книга художника – фундаментальный опыт современности», — отмечает поэт и художник Эвелина Шац.

В Книге художника, по мнению дизайнера, теоретика искусства Александра Лаврентьева, руководителя проектов, осуществляемых студентами Полиграфического института, «привлекает возможность свободного высказывания… Проекты, в которых заложено многоголосие, политекст, свобода передвижения читателя внутри темы аналогичны гипертекстовым пространствам или Интернету». Московские международные выставки-ярмарки «Книга художника» и аукционы, ставшие с 2005 года традиционными, явились импульсом к развитию отечественного арт-рынка, созданию информационного поля и объединению не только российских, но и зарубежных мастеров этого жанра для участия в крупных проектах.

В 2008 году выставка впервые прошла под эгидой Московского фестиваля интеллектуального искусства Noumen-Art. Другой ее особенностью стала обширная программа спецпроектов. Так, был представлен проект «Женское покрывало», в котором приняли участие более 150 европейских художников, создавших яркую книгу-покрывало из множества лоскутков с иллюстрациями или текстами, отражающими внутренний мир современной женщины.

Еще одни проект объединил начинающих художников, студентов Строгановского училища. Решив «проверить на многозначность и глубину ассоциаций самые обычные ботинки», участники проекта создали самые разные книги-объекты – ироничные и забавные, с философским подтекстом и лирические. Так появились полуботинок, рассказывающий историю собственной жизни, ботинок на колесиках, ботинок, поросший мхом и другие.

Выставка, насыщенная программа которой включала презентации новых книг и спецпроектов, выступления участников, художественную акцию «Письмена на стульях», концерт поэта и художника Бруно Нивера и другие мероприятия, завершилась традиционным аукционом.

По словам Михаила Погарского: «Аукцион Книги художника – это своего рода художественная акция, арт-интрига, ярмарочный перфоманс. Но это также редчайшая возможность приобрести уникальные произведения искусства. Некоторые работы, выставленные на аукцион, делались годами, и каждая страница этих книг сама по себе отдельное художественное полотно. Такова книга Александра Майорова, состоящая из 14 живописных картин, написанных на семи палитрах. Это и книги Павла и Натальи Мартыненко, сделанные из листов бумаги ручного отлива. Книги Алексея Мальцева изготовлены с использованием королевы офорта – гравюры на дереве. Бумагу ручного отлива, гравюру на дереве, а также линогравюру использует в своих работах и известный художник из Санкт-Петербурга Дмитрий Саенко. У Владимира Смоляра в книге «Средневековье» 18 (!) филигранных рисунков карандашом! Еще один совершенно особый раздел – книги итальянских арт-мэтров. И, наконец, работы начинающих художников, чьи имена пока еще малоизвестны широкому зрителю».

Екатерина Гоголева

 
Д. Панкова. «Потерявшиеся буквы». Картон, газеты, фотография. Коллаж. Уникальный экз. 2008 г.
Д. Панкова. «Потерявшиеся буквы». Картон, газеты, фотография. Коллаж. Уникальный экз. 2008 г.
Э. Шац. «Над всем Шекспир». Дерево, бумага. Уникальный экз. 2007 г.
Э. Шац. «Над всем Шекспир». Дерево, бумага. Уникальный экз. 2007 г.
А. Майоров. «Прощание с железной палитрой (Из записок успевшего прокатиться на паровозе)». Оргалит, дерево, ткань, металл, монотипия, масло, акрил, фломастер. Уникальный экз. 2008 г.
А. Майоров. «Прощание с железной палитрой (Из записок успевшего прокатиться на паровозе)». Оргалит, дерево, ткань, металл, монотипия, масло, акрил, фломастер. Уникальный экз. 2008 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года