Аукционный дом Christie’s: мы гибко реагируем на меняющуюся ситуацию

Международный директор по работе Christie's в России и странах СНГ Сандра Недвецкая

В преддверии традиционных весенних торгов, которые проводит аукционной дом Christie's международный директор по работе Christie's в России и странах СНГ Сандра Недвецкая ответила на вопросы директора по развитию журнала «Русское искусство» Инны Пуликовой.

Сандра, расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы в аукционном доме Christie’s, о тех направлениях деятельности, которые вы курируете.

Я работаю в Christie’s уже более четырех лет и занимаюсь развитием бизнеса в России и в странах СНГ. Я работаю со всеми нашими ведущими экспертами и с главами международных отделов: Нью-Йорк, Лондон, Женева, Дубай, Гонконг и др. Я работаю в Лондоне, но путешествую по всему миру, следуя за всеми нашими самыми крупными аукционами, также помогаю формировать коллекции клиентам из России и возглавляю отдел, который занимается развитием бизнеса Christie’s в России и странах СНГ.

Вы в Christie’s более четырех лет и знаете, как работает аукционный дом в благоприятных условиях. Расскажите, пожалуйста, как строится политика аукционного дома Christie’s в условиях финансового кризиса?

В рамках моей личной карьеры в Christie’s это, конечно, первый кризис, но за 250 лет своего существования компания прошла через немало сложных периодов, включая кризис начала 90-х, и другие взлеты и падения, которые случались не только на арт-рынке, но и в финансовом секторе. Как и другие компании, которые лидируют в своем сегменте, Christie’s очень подвижно реагирует на рыночные изменения и экономическую ситуацию. В частности, мы изменили свою стратегию, произошла некоторая коррекция цен. В основном, мы сейчас немного смещаем фокус с запада на восток, больше внимания уделяем таким странам, как Россия, страны СНГ, ОАЭ и арабские страны, а также Китай, Индия. Следовательно, концентрация финансовых инвестиций компании сейчас также передвигается в эти регионы.

Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) экономически очень активны. А какова роль на рынке произведений искусства представителей Южной Америки, коллекционеров из этого региона, из Бразилии, например?

Коллекционеры из Южной Америки присутствуют на наших торгах, на арт-рынке в целом и не только в США, где они чаще всего приобретают произведения искусства, но и в Европе. Конечно же, в Бразилии тоже существуют проблемы из-за глобального экономического кризиса, но, тем не менее, это страна, с которой Christie’s активно работает. Коллекционеры из Бразилии собирают в основном современное искусство. В Южной Америке коллекционируют много ювелирного искусства. Этот рынок постепенно набирает обороты, развивается. В частности, Christie’s два раза в год проводит аукционы латиноамериканского искусства, где представлены художники разных периодов.

Происходят ли какие-то изменения в количестве сотрудников, в активности офисов Christie’s в различных странах мира?

Нельзя сказать, что эти процессы происходят повсеместно и имеют глобальный характер, но эти небольшие изменения связаны как раз со сменой стратегического фокуса компании. Раньше, например, большинство коллекционеров находилось в Америке и в Европе, сейчас же более активны коллекционеры на Востоке. Это связано не столько с кризисным временем, но с изменениями во вкусах коллекционеров. На структурные изменения в нашей компании влияют различные факторы, не только кризис. Конечно же, мы в первую очередь арт-бизнес и для нас очень важно пережить кризисные времена, что мы и делаем на протяжении многих лет. Аукционный дом Christie’s всегда следит за экономической ситуацией в мире, и мы стараемся использовать наши возможности и наши финансовые ресурсы с наиболее положительным для нас результатом.

Скажите, пожалуйста, произошли ли какие-то изменения в политике формирования коллекций для торгов? То есть, на какие направления искусства делается акцент (для России и для других регионов)?

На мой взгляд, сейчас акцент делается не просто на направления искусства, а особенно большое внимание обращается на качество. Christie’s всегда гордился своей экспертизой, а также качеством работ, выставляемых на наши аукционы. Сейчас вы увидите, что, возможно, аукционы стали немножко меньше, в первую очередь, по количеству лотов, но это не значит, что они стали хуже. Просто преимущество отдается предметам исключительно высокого качества. Я думаю, что это отражает интересы наших коллекционеров, потому что на сегодняшний день коллекционеры гораздо тщательнее подходят к выбору предметов для своих коллекций. И мы идем им на встречу. Конечно же, сейчас наиболее интересны некоторые классические категории как, скажем, «Импрессионисты», «Старые мастера», потому что они проверены временем и…

Как «голубые фишки» на бирже…

Да, «голубые фишки», абсолютно согласна. «Голубые фишки» есть также и в современном искусстве. Но нельзя сказать, что этот рынок сильно провалился или он пропал. Цены всего лишь спустились до уровня 2006 года.

Это на рынке современного искусства?

Да, современного искусства.

Вот это очень интересно, тем более, что недавно в «Гараже», в Москве открылась выставка коллекции Франсуа Пино. Насколько активно аукционный дом Christie’s будет продвигать именно актуальное искусство и насколько это искусство находит отклик у покупателей, особенно российских?

Российские покупатели с большим интересом наблюдают за развитием современного искусства. Международного, не только российского. Это было особенно хорошо заметно, когда коллекция господина Пино была выставлена в «Гараже». Очень многие коллекционеры, которые сами не собирают современное искусство, присутствовали там и с интересом отмечали для себя те или иные работы современных авторов международного уровня. Сейчас я думаю, что в любой категории внимание обращено на самые лучшие, уникальные и качественные работы, лучших периодов творчества художников, вне зависимости от категории. Например, 13 и 14 мая в Нью-Йорке у нас будет проходить торги современного и послевоенного искусства, и будет выставляться коллекция Бетти Фриман, которая была кумиром художников своего времени и собирала их работы с начала 50-х годов. Эта коллекция включает в себя необыкновенные работы Дэна Флавина, Роя Лихтенштейна и других очень известных художников, включая, конечно же, работу Дэвида Хокни, на которой была изображена сама Бетти Фриман и ее калифорнийский дом. Так что такие коллекции появляются на рынке, и к ним есть очень большой интерес. Проведение таких выставок, как экспозиция коллекции Франсуа Пино здесь в Москве, помогает развитию этого интереса, и способствует появлению новых коллекционеров.

можно сказать о ценовой политике аукционного дома в настоящий момент, о политике формирования эстимейтов? Как вообще ведет себя сегодня покупатель на торгах?

Конечно, мы, как и другие ведущие компании в своих сегментах, произвели коррекцию наших эстимейтов. На тех аукционах, которые у нас проходили в конце прошлого года, эстимейты были выставлены еще в докризисное время. И продавцам и покупателям было, конечно же, сложнее отреагировать на произошедшие изменения. Сейчас же у нас есть преимущество, так как мы проанализировали результаты аукционов в феврале и в январе, поэтому в весеннем и летнем сезонах торгов цены будут скорректированы. Я думаю, что разница составит от 10% до 15% от тех эстимейтов, которые определялись в прошлом году, но вне зависимости от этого все равно устанавливаются новые рекорды. На уникальные работы ценовые рекорды даже выше, чем в докризисные времена. Я думаю, что сейчас коллекционеры будут обращать больше внимание на уникальные работы и на раритеты.

Да, если раньше, было меньше ограничений в финансах: «Ну, хорошо, возьмем и это». А теперь покупатель выбирает более прицельно.

Да.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях, о том, как в динамике развивались события. Какой можно сделать прогноз на весенние торги, принимая во внимание результаты осенних торгов? Все, конечно покажут сами торги, но какие-то тенденции ощущаются?

Конечно же, ощущаются. С одной стороны чувствуются изменения на финансовом рынке, чувствуется кризис, но, тем не менее, на ноябрьских русских торгах, которые были собраны в докризисное время, появилось очень много новых покупателей, которые до этого не присутствовали на рынке. Это говорит о том, что кризис не приостановил развитие рынка и интерес новых коллекционеров к искусству. Кроме того, у нас была замечательная возможность выставить на аукцион коллекцию Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Такая возможность, я думаю, появляется один раз в столетие вне зависимости от кризиса. Мы с господином Берже с июля 2008 года очень тщательно работали над ценами – корректировали их. Можно сказать, что коррекция происходила еженедельно. Мы следили за рынком и корректировали цены до самого последнего момента. Тем не менее, это никак не повлияло на тот результат, который принесли эти торги. Я думаю, что сейчас с появлением таких коллекций как коллекция Бетти Фриман мы понимаем, что до сих пор люди готовы продавать. Продавать не из-за того, что они попали в сложную финансовую ситуацию, а потому что такие коллекции есть, и людям интересно, чтобы они попали в руки новых коллекционеров. Здесь я не вижу именно кризисных тенденций. Конечно же, единственное, как кризис повлиял на аукционы, это то, что стало меньше лотов, но для майских торгов у нас очень много интересных предметов. Мы надеемся, что к осени рынок выровняется. Предположения у всех разные, но мы очень позитивно смотрим на ситуацию. Как компания мы очень подвижны и постоянно стараемся делать все, чтобы наши результаты были самыми лучшими, чтобы нашим коллекционерам было интересно с нами работать.

Когда кризис только начинался, ходили разговоры, в некотором смысле панические, а в некотором смысле с надеждой, что людям потребуются деньги, и на рынок будут выходить коллекции именно по финансовым соображениям. Людям будет не хватать денег, оборотных средств, и они выставят на продажу шедевры, которых мы в обычных условиях никогда бы на рынке не увидели. Происходит такое в действительности, или все равно продают только те, кто, в общем, планировал что-то продавать? Или видно, что для коллекционеров появляется шанс добраться до произведений искусства, ранее скрытых в коллекциях?

Сейчас, как и раньше выходят на рынок коллекции либо людей, ушедших из жизни, либо из фондов, которые желают выставить на продажу произведения, которые принадлежали семье. Я не думаю, что есть какое-то резкое изменение. Я, безусловно, уверена, что мы будем все больше и больше видеть предметы искусства, которые попадают на рынок по причине финансовых проблем, но пока я не вижу никакого резкого изменения. Все те же самые причины, по которым люди ранее выставляли работы на продажу, остались и сейчас.

Можно ли как-то выделить вкусовые предпочтения российских покупателей? Может быть, существуют какие-то частые запросы, или статистика просмотров каталогов на сайте? Отдельные художники или фарфор или скульптура или что-то еще…

С российскими коллекционерами приятно работать, в том числе и потому что их интересы очень диверсифицированы. Я думаю, что нет одной такой категории, к которой они проявляли бы особенный интерес. Конечно же, русское искусство остается всегда главным пристрастием всех русских коллекционеров. Тем не менее, импрессионисты, старые мастера, современное искусство пользуются очень большим спросом, и наши коллекционеры всегда жаждут узнать что-то большее. Если говорить о художниках, возьмем, к примеру, старых мастеров, есть ряд коллекционеров, которые собирают Малых Голландцев. И они занимаются только коллекционированием работ этих художников. Я не могу сказать, что есть какая-то одна основная тенденция, что все российские коллекционеры интересуются одним направлением в искусстве.. В общем, сейчас мы увидели тенденцию, что международные, как и российские коллекционеры интересуются больше модернистами и художниками XX века. Большим спросом сейчас пользуются Миро, Ван Донген, де Кирико а также такие художники как Бэкон, Лихтенштейн.

Каковы в настоящее время общие планы Christie’s, не связанные с кризисом, или ближайшими торгами, а более глобальные планы?

Все крупные аукционы, которые у нас проходили по всему миру, остаются в силе. В апреле мы проведем серию торгов в Нью-Йорке, 22 апреля будут выставлены редкие ювелирные украшение изделия и, конечно, Русские торги 24 апреля. На них будет представлено порядка 390 лотов, из которых около 120 – произведения русских художников, большая подборка работ Николая и Святослава Рерихов, Давида Бурлюка, Павла Челищева и других. Большая секция декоративно-прикладного искусства, большая часть которой – это работы Фаберже, из них интересно обратить внимание на произведение «Ландыш», выполненное из золота, нефрита и горного хрусталя с бутонами из жемчуга, около 1900 года. Затем торги в Дубае, где будут представлены как ювелирные лоты и часы, так и работы современных арабских художников. В мае в Нью Йорке как всегда мы проведем большие торги старых мастеров, импрессионистов и модернистов, где будет представлено полотно Пабло Пикассо «Женщина в шляпе» из коллекции Джулиана Шнайдера, а также торги современного искусства. В Нью-Йорке в мае вниманию коллекционеров современного искусства будет представлена коллекция знаменитой Бетти Фриман, которая в свое время собирала таких выдающихся художников, как Рой Лихтенштейн, Дэвид Хокни, Дэн Флавин, Александр Колдер, Сэм Френсис, Энди Уорхол и Клас Ольденбург. Также в мае будут проходить крупные торги в Гонконге. Будут проходить выставки, мы будем сотрудничать с музеями, наша программа продолжается. На осень планируются торги такие же, как в прошлом году. Что интересно, что, например, будет проходить вторая часть торгов коллекции Ива Сен-Лорана. Это вторая часть коллекции, которая находилась в их (Ива Сен-Лорана и Пьера Берже) доме в Довиле. В основном, мебель, а также исключительно интересные личные предметы, книги, фотографии…

Да, отражение личностей…

Это будет интересно тем, кто следил за аукционом в феврале, и для тех, кто, возможно, не смог сделать приобретений. У них будет вторая возможность поучаствовать в этих торгах. Есть еще несколько коллекций, над которыми мы работаем, во всех категориях искусства. Мы надеемся, что как только у нас будет больше информации, мы сможем ее представить широкому кругу коллекционеров.

Сандра Недвецкая,
Международный директор по работе Christie's в России и странах СНГ

Сандра Недвецкая начала работать в Christie’s в 2005 году и на сегодняшний день является международным директором по работе Christie’s в России и странах СНГ. Сандра родилась в Москве, жила несколько лет в Киеве, а 13 лет назад переехала в Лондон.

Госпожа Недвецкая сопровождает всех русских клиентов на большинстве крупнейших торгов Christie’s по всему миру. С недавнего времени на Сандру также легла ответственность по формированию политики аукционного дома в отношении России.

 
Международный директор по работе Christie's в России и странах СНГ Сандра Недвецкая
Международный директор по работе Christie's в России и странах СНГ Сандра Недвецкая
«Ландыш» работы Карла Фаберже
«Ландыш» работы Карла Фаберже
Супница из позолоченного серебра с чернью с клеймом Семена Кузова около 1795 года
Супница из позолоченного серебра с чернью с клеймом Семена Кузова около 1795 года
Владимир Орловский, «Весенний день. Украина», 1882 год
Владимир Орловский, «Весенний день. Украина», 1882 год
Николай Рерих, «Шамбала» - «Величайшая и святейшая Тангла», 1929 год
Николай Рерих, «Шамбала» - «Величайшая и святейшая Тангла», 1929 год
Давид Бурлюк, «Всадник-смерть», 1911 год
Давид Бурлюк, «Всадник-смерть», 1911 год
Давид Бурлюк, «Парикмахер без головы», 1912 год
Давид Бурлюк, «Парикмахер без головы», 1912 год
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года