Торги аукционного дома Heritage Auction Galleries

Борис Анисфельд.Ранняя Весна - Петроград, 1917

Аукционный дом Heritage Auction Galleries объявляет о проведении торгов предметами русского и европейского искусства 7 мая 2009 года.

Даллас, штат Техас, США: третий в мире по величине Аукционный дом Heritage Auction Galleries проводит свой традиционный весенний аукцион произведений русского изобразительного искусства в помещении галереи, расположенной в известном «дизайнерском» районе города Далласа, 7 мая 2009 года. Среди имён русских художников представленных на аукционе будут такие, как Борис Анисфельд, Мария Маревна, Николай Тимков, Давид Бурлюк и Иван Константинович Айвазовский. На продажу будут также выставлены почти 500 произведений европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Вниманию покупателей будут представлены картины, начиная от «Морского пейзажа» Айвазовского, датированного 1878 годом, до работ ныне живущих русских художников, таких, как Альфред Смирнов, а также скульптуры Василия Грачева и Евгения Лансере.

Почти все предметы русского искусства поступили из частных коллекций, в том числе, и из собрания известного коллекционера Мкртича Окрояна, который открывает в Москве музей для обеспечения доступа к его коллекции всем желающим. Классическое полотно Бориса Анисфельда «Ранняя Весна — Петроград, 1917», оценочная стоимость которого 500 – 600 тыс. долларов, а также работа «Fin du Monde» Марии Маревны оценочной стоимостью 120 – 180 тыс. долларов из коллекции Окрояна являются украшением данных торгов. Прекрасный подбор картин Давида Бурлюка поступил из частной коллекции доктора Роберта Либермана, из города Уинтер Парк, штат Флорида. Замечательные произведения, такие как «Зимний пейзаж» Савелия Сорина оценочной стоимостью 140 – 160 тыс. долларов — это часть собрания дворянской семьи Максимовичей из Каракаса, Венесуэла. Семья Кульбиных из России, впервые выставляя на аукцион работы из своей знаменитой коллекции, доверила их продажу Аукционному дому Heritage Auction Galleries. «Морской пейзаж» Ивана Константиновича Айвазовского, завершённый в 1878 году, и поступивший из частного собрания армянской семьи в США, никогда ранее не предлагался на аукционах. Его оценочная стоимость составляет 100 – 150 тыс. долларов.

Аукцион, который состоится 7 мая 2009 года в Heritage Auction Galleries, также включает в себя произведения европейского искусства такие, как работа «Cagnes, Paysage au Temps Orageux» Анри Матисса, созданная в 1917 году (оценочная стоимость: 200 – 300 тыс. долларов) и восхитительное полотно Эмиля Муньера «Сборщики яблок», 1890 г. (оценочная стоимость: 40 – 60 тыс. долларов). Европейские произведения декоративно-прикладного искусства представлены, наряду с другими, парой великолепных мраморных с позолоченной бронзой светильников французской работы, украшенных резными фигурками сидящих младенцев (оценочная стоимость: 40 – 60 тыс. долларов).

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МКРТИЧА ОКРОЯНА

БОРИС ИЗРАИЛЕВИЧ АНИСФЕЛЬД (1879-1973)
Ранняя Весна — Петроград, 1917
Холст, масло
36 х 28-1/8 дюймов (91,4 х 71,4 см)
Подпись и дата внизу слева: Борис Анисфельд / 1917

Данная работа относится к раннему периоду творчества художника. Она была написана до его отъезда в США, на что указывает ее название – «Ранняя весна. Петроград. 1917 год». Произведение занимает уникальное место в творчестве автора: оно было создано не только на стыке двух эпох, между двумя революциями 1917 года, но и на важном рубеже в творческом пути самого художника – в год его эмиграции из России в США.

Первые годы самостоятельного творчества Анисфельда были тесно связаны с объединением «Мир искусства» и творческой деятельностью Дягилева. Особый подход к живописи Анисфельда, связанный не столько с изображением реалий жизни, сколько с философией и с вымышленными мирами его многочисленных фантазий, привел его е работе в театральной сфере. Художник создавал сценические декорации и костюмы для постановок Мейерхольда, оформил многие балеты «Русских Сезонов» Дягилева, среди которых – «Подводное царство», «Исламей», «Египетские ночи» и другие.

Название произведения совершенно определенно указывает на время его создания: первые месяцы весны 1917 года. В феврале 1917 года произошла революция, которая уничтожила Российскую Империю и монархический строй в России, но не положила конец противоречиям, продолжавшим требовать своего разрешения. Произведение Анисфельда было создано почти сразу после февральской революции. Несмотря на кажущуюся отрешенность, оно тесно связано с событиями своего времени, отражает настроения общества в данный исторический период. Согласно воспоминаниям современников, после февраля 1917 года «в воздухе витало ощущение неизвестности, все ждали перемен». Страна находилась на грани переворота, о революции не говорили, но чувствовалось, что конфликт не исчерпан. Именно это ожидание неизвестности, сочетание хрупкости, одиночества и растерянности «маленького человека» перед огромной и кровожадной машиной революции были переданы художником как лейтмотив его мироощущения. Картина представляет собой своеобразную рефлексию о произошедших событиях, о судьбах России и дальнейшем жизненном пути художника. Эти размышления и настроения спустя полгода привели его, как и многих представителей русской интеллигенции, к решению об эмиграции. Анисфельд принял решение покинуть страну, в которой более не было места его творческим поискам.

В 1917 году Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея в Нью-Йорке с предложением устроить выставку его работ, и осенью 1917 года, незадолго до революции, Анисфельд с разрешения правительства покинул страну. В год его отъезда из России в США, а именно за полгода до этого события, была написана данная работа, представленная на аукционе. Картина «Ранняя весна. Петроград. 1917 год» впервые экспонировалась на выставке 1918 года, которая состоялась в Бруклинском музее. К выставке был выпущен каталог, включающий данную работу. Это событие произошло во многом благодаря активной поддержке и участию известного американского критика Кристиана Бринтона, большого поклонника русского искусства и творчества Анисфельда.

После выставки 1918 года в Бруклинском музее картина неоднократно участвовала в выставках, таких, как, например, недавние персональные выставки художника в 1996 году в Петербурге и в 2001 году в Москве. Известность Анисфельда значительно возрасла за счёт появления его работ, ранее хранившихся в частных коллекциях, на аукционах. Мы рады предложить Вашему вниманию такую значительную работу художника на этом аукционе.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года