Проект «Музейная почта»

Проект «Музейная почта»

Т.С. Ешина,
руководитель проекта,
начальник службы массовых музейных мероприятий
и просветительной работы Пушкинского Заповедника

Проект «Музейная почта» возник благодаря празднику «День лицея», посвященному очередной лицейской годовщине – 196-летию со дня основания Лицея. Было это в 2007 году. Традиция привлекать ко всем праздничным мероприятиям партнера-спонсора способствовала нашему знакомству с Псковским отделением Почты России, а в дальнейшем наше сотрудничество переросло в партнерство. В этот раз темой лицейского праздника была «Дружеская переписка пушкинского времени», а Почта России, на протяжении нескольких лет проводившая конкурсы уроков письма и самих писем, с удовольствием оказала поддержку этому начинанию.

Участники праздника − лицеисты Пскова и Великих Лук − посетили усадьбы музея-заповедника. В Научно-культурном центре для них было открыто выездное почтовое отделение. Здесь можно было купить конверты, марки, написать и отправить письмо с памятным штемпелем, датированным 19 октября 2007 года. Все ребята получили в дар памятные открытки с видами Пушкинских Гор и Пушкинского Заповедника. Посещение редких по красоте пушкинских усадеб, конечно же не оставило детей равнодушными. Было видно, что их переполняют эмоции, они делятся своими восторженными впечатлениями, но выразить все это на бумаге, в письме оказалось для них крайне затруднительно.

«Экскурсия была клевая» − только и смогли написать в отзывах многие ребята. Именно тогда мы утвердились в желании создать проект, целью которого станет возрождение русских эпистолярных традиций, возрождение культуры письма − несправедливо забытой формы человеческого общения.

Открытие музейной почты в тестовом режиме по нашему договору с фондом В. Потанина было намечено на январь-апрель 2009 года, 1 мая – торжественное открытие музейной почты, 6 июня – презентация на Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. В связи с тем, что сама тема проекта была настолько глубоко принята и единодушно поддержана сотрудниками, мы, не дожидаясь ответа на поданную в феврале 2008 года заявку, начали подготовку проекта своими силами. С января 2008 года проводили уроки письма со школьниками Псковской области, наладили сотрудничество с партнерами – Почтой России, лицеями, управлением образования Псковской области. Еще до написания заявки, представленной далее, отделом просветительной и педагогической работы музея-заповедника была разработана программа «Встреча с Пушкиным», адресованная учащимся общеобразовательных школ, лицеев и колледжей нашей области.

Главной целью этой программы было приобщение молодежи к культурно-историческим традициям и пробуждение интереса к эпистолярному наследию. Данное мероприятие проходило с 30 января по 1 апреля 2008 года, помимо экскурсий нашими сотрудниками было проведено 60 уроков письма. Их посетили более 1000 ребят со всех районов области. Благодаря этой работе мы получили письма – ответы детей и отзывы на уроки письма. Приведем отрывки из некоторых писем: «…Вспоминая Ваш урок, я пришла к выводу, что писать и получать письма — это интересно. Сейчас у всех есть мобильные телефоны, с их помощью люди общаются мельком, в спешке, ведь это так просто — нажал на кнопочки и никаких проблем. А письмо — это труд (я так думаю). К сожалению, не все любят трудиться. Чтобы написать письмо, нужно сосредоточиться, привести в порядок свои мысли, подумать над словосочетаниями, следить за повествованием и стараться не допускать ошибок. Однако потом, когда ты перечитаешь написанное, наступит удовлетворение. Ты отошлёшь письмо, и с нетерпением будешь ждать ответ... В этом что-то есть, некое ожидание чуда! Недаром говорят: «что написано пером — не вырубишь топором». Письма можно перечитывать, а телефонные разговоры, увы, недолговечны.
Когда моя мама была школьницей, потом студенткой, она очень часто писала письма своей маме — из пионерского лагеря и из института. Бабушка их сохранила, им уже более 30 лет. Мама собиралась их сжечь, но, побывав на Вашем уроке (мама тоже ездила с нами на экскурсию), мы решили их оставить. Придет лето, мы достанем эти письма с чердака и вместе перечитаем. Интересно, о чем мама писала, когда была в моем возрасте...»

Это письмо из Струго-Красненского района, а из Невеля написали так: «…Я уже был у Вас второй раз. Первый раз летом и сейчас. Мне даже сейчас понравилось больше, чем летом. Особенно Ваш урок письма. Я узнал много нового и интересного из жизни семьи Пушкиных. Например, я не знал, что в Михайловском выращивали дыни. Моя мама тоже очень любит писать письма. Так случилось, что моя сестра уехала далеко от дома. И мама ей часто пишет, и тоже собирает ее письма, перечитывает их. Наша школа небольшая, в ней всего 21 ученик. Все ученики с 5 по 9 класс побывали у Вас на экскурсии. Ребятам надолго запомнится этот день».

Достоинства Интернета и мобильной связи бесспорны, но вот что написала одна девушка: «Сколько раз люди писали мне sms и в Интернете, что у них все хорошо, а на самом деле нуждались в моей поддержке? Сколько раз, сама не подозревая того, я оставляла людей в беде? Я задумалась над тем, что современные средства общения заставляют нас сокращать предложения, сводить их заблаговременно до минимума, а, вероятно, сводить заблаговременно до минимума наши чувства и эмоции, подгонять их до двух-трех фраз».

Но ведь были и есть традиционные письма, образцы которых мы находим в литературе, в наших архивах. А вспомните письма, которые писали нам, на которые отвечали мы сами?! Это были не послания а-ля sms, это были длинные и искренние письма, с картинками на полях, со стихами и фотографиями, с засушенными цветами и надушенными страницами. Как много, видимо-невидимо много, дозволено узнать о человеке! И ты понимаешь, что чистый лист обладает волшебным свойством − он открывает дверь человеческой души. Никто не подгоняет тебя, никто не перебивает, и мысли твои, то плавно и спокойно, а то с быстротой кометы ложатся на страницу. Такое письмо не только диалог с другим человеком, это и разговор с самим собой:

«...В моей комнате на стене висит Ваш портрет. Я часто смотрю на него и пытаюсь понять, почему же все-таки Вы стали символом русской поэзии. Почему сегодня Ваши стихи, и поэмы, драмы и повести волнуют нас, людей нового века? Очевидно, Вы сумели неповторимо выразить то, что неизменно остается в человеке. Это свобода, счастье, любовь, дружба. Ведь все в этом мире появляется, исчезает, меняется, а вот свобода, счастье, любовь и дружба остаются навсегда. Мне кажется, что человек вечно будет искать дружбы, добиваться счастья, стремиться к свободе. Поэтому Ваша поэзия вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному, что есть в человеке. В силу этого Вы бессмертны, как бессмертны Вильям Шекспир, Иоганн Бах, Леонардо да Винчи, Архимед, Андрей Рублев... Мне отрадно думать, что Вы не погибли. Вы живете и будете жить в каждом истинном читателе, в каждом поклоннике вашего таланта! Ольга — Ваш друг и читатель».

Получая такие письма, мы утвердились в своем желании создать в Пушкинском Заповеднике Музейную почту. Это позволило нам провести рекламную кампанию 31 мая 2008 года на 42-м Всероссийском Пушкинском празднике поэзии, привлечь внимание посетителей, прессы, общественности, анонсировать Музейную почту в действии. Участники праздника имели возможность написать и отправить письма в фирменных конвертах со штемпелем специального гашения. Таким образом, еще не имея средств от Фонда, мы стартовали, тем самым способствовали опережению заявленного графика.

Победа в конкурсе и получение гранта способствовали решению многих насущных задач – как исследовательских (работа в архивах, фондах, консультации), так и организационных (проведение переговоров, подписание договоров, оснащение оборудованием помещения и пр.). За короткий срок с момента получения средств на расчетный счет (чуть более 2-х месяцев), мы смогли подготовить помещение, создать нужный интерьер для Музейной почты. А главное − подготовить сотрудников, работающих на новом музейном объекте. 9 октября 2008 года Музейная почта была торжественно открыта в д. Бугрово, а первыми ее посетителями стали школьники и учителя школ области − победители Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», который проводит Почта России. В этот же день подписано Соглашение о сотрудничестве между Пушкинским Заповедником и Псковским филиалом Почты России, награждены победители конкурса на лучшее письмо «Я хочу рассказать о музее-заповеднике «Михайловское».

Данное событие было отмечено всеми областными СМИ, что благоприятно повлияло на темпы продвижения бренда «Музейная почта». На сайте Пушкинского Заповедника появился раздел «Музейная почта». Учитывая психологию учащихся, при размещении текста, иллюстраций, фотографий указывали фамилии участников событий, тем самым мотивируя их ознакомиться с новым разделом сайта.

Решение одной из главных задач − развитие интереса и приобщение посетителей к российским традициям эпистолярного жанра через приобщение к творчеству А.С. Пушкина − реализуется на музейных уроках, экскурсиях, образовательных программах. С 9 октября по 1 февраля проведено 25 уроков, 14 занятий в рамках программы «Деревня наша очень мила…», 58 экскурсий. Общее число посетителей − 2661, среди них 1065 детей, 1596 индивидуальных посетителей. В Музейной почте побывали представители из 28 музеев России и ближнего зарубежья, география посетителей представлена 46 городами, в книге отзывов 19 записей.

Общее количество отправленных писем − 259 , количество пользователей Интернетом – 25 чел. На первый взгляд эти цифры кажутся невысокими. Сравнив их с уровнем отправлений в нескольких почтовых отделениях волостного уровня, мы имеем следующую картину: в октябре в п. Исса Пушкиногорсого района было 15 отправлений, в музейной почте − 78, в декабре − 23, у нас − 85. Таким образом, с одной стороны, мы наблюдаем кризис почтовых отправлений. С другой стороны, при целенаправленном воздействии на посетителей музея-заповедника, в первую очередь через создание эмоционально окрашенных впечатлений и мотивации к передаче этих впечатлений через письмо, отмечаем рост корреспонденции. Кроме того, уже сегодня можно предположить, что в музейном интерьере большей популярностью пользуются ручки со стальным пером, гусиные перья и традиционные чернила, почтовая бумага, конверты, нежели Интернет-связь. Поэтому в «Уголке письма» в Тригорском мы отказались от нее. Для активизации переписки задуманы акции, приуроченные к определенным датам − Неделя переписки с одноклассниками, «Напиши письмо маме», «День влюбленных» и пр.

В рамках проекта сотрудниками Пушкинского Заповедника подготовлены и проведены три выставки из фондов самого музея и музея почты Псковской области. В феврале с успехом открылась выставка из фондов Новоржевского краеведческого музея, которую посетило более 400 человек.

Выставки соединяют тему истории почты и почтовой атрибутики с творчеством и перепиской А.С. Пушкина, тем самым способствуют более глубокому восприятию эпистолярного наследия страны, знакомят с редкими и малоизвестными фактами и экспонатами. Они пробуждают любознательность, желание сохранить или создать свои семейные реликвии – переписку родных, близких, помогают осознать, что письмо – объективный исторический документ, отражающий эпоху. Общее количество посетителей выставок с 9 октября по 1 февраля составляет 3058 человек, наш сайт посетили 35181 человек.

Во время реализации проекта отмечен рост научного интереса к эпистолярному наследию у сотрудников Пушкинского Заповедника, что положительно влияет на содержание и качество подготовленных материалов и мероприятий. Научная и исследовательская деятельность будет постоянно стимулироваться и совершенствоваться. Основным событием этого направления стала научно-практическая конференция «Пишите нам, пишите…» или «Сохранение и развитие эпистолярных традиций и музейные образовательные программы» в апреле 2009 года.

Конференция ставила своей целью обобщение опыта по сохранению, продолжению и популяризации эпистолярных традиций, выявление перспективных направлений научно-практической музейно-просветительной и образовательной деятельности в этой области, обмен опытом с коллегами других литературных музеев и музеев-заповедников, музеев истории почты, почтовой связи, с учеными, преподавателями гуманитарных вузов, с сотрудниками архивов, клубами коллекционеров.

В ее конференции приняли участие представители музеев разных регионов нашей страны: Москвы, Московской области, Петербурга, Ленинградской области, Омска. Псковскую область представляли музеи Изборска, Новоржева, Пушкинского Заповедника. С приветственным словом к участникам обратились наши партнеры –директор Псковского филиала Почты России В.А. Жолудев и начальник Великолукского почтамта В.А. Степанов, директор «Музея истории почты Псковской области».

Разноплановость представленных для докладов тем объединяло одно понятие – письмо (эпистолярный жанр). Название самих докладов раскрывает это понятие с разных сторон, например: «Эпистолярное наследие, хранящееся в личных фондах Музея МХАТ» (Е.А. Шингарева, Москва); «Когда душа с душою говорит» (по страницам эпистолярной литературы отдела редких книг) – Н.И. Дозорова (музей-усадьба «Архангельское»); «Письма изборян 1 половины XX века в детских образовательных программах музея» (Е.В. Воронкова, музей-заповедник «Изборск») и многие другие. 2 апреля 2009 года в Пушкинском Заповеднике состоялось еще одно знаменательное событие. В рамках проекта «Музейная почта» в Тригорском открылся «Уголок письма» (филиал «Музейной почты» в деревне Бугрово).

«Уголок письма» открыл К.П. Бурченков, хранитель музея-усадьбы Тригорское, один из авторов проекта «Музейная почта».

Экспозиция в значительной степени построена на материале переписки родителей А.С. Пушкина во время пребывания их в псковской деревне, касающемся непосредственно сведений о работе почты в ближайших к Михайловскому уездных городках Новоржеве и Опочке, куда адресовали письма и сам Пушкин, и его родители. Здесь можно видеть копии репродукций с картин художников XIX века на тему письма и переписки.

Новая музейная почта, несомненно, заинтересует туристов и посетителей Пушкинского Заповедника. Отсюда, из знаменитого пушкинского уголка, они смогут послать весточку в конверте с пометой «Несколько строк из Пушкинского Заповедника», написав эти несколько строк гусиным пером и чернилами. Здесь же можно приобрести конверты и открытки с видами Пушкинского Заповедника. Новая музейная почта в Тригорском будет функционировать одновременно в качестве как обычного почтового отделения, так и выставочного пространства и места, где можно будет проводить уроки письма, направленные на пробуждение интереса современного человека к эпистолярному жанру.

В рамках научно-практической конференции 3 апреля состоялось торжественное открытие «Верстового столба» у здания «Музейной почты» в деревне Бугрово. Автором этого проекта является Мартинас Нармонтас, ветеран почты (многие годы он был руководителем Порховского почтамта Псковской области).

М. Нармонтас, по его словам, не ставил своей целью создание точной копии верстого столба. По его мысли, новый верстовой столб – своеобразная веха, обозначающая связь прошлого и настоящего почты России. Подобные стилизованные верстовые столбы уже установлены у главпочтамта во Пскове, в Изборске и в других населенных пунктах Псковской области, а также в Тверской и Новгородской области.

Установление верстового столба в Бугрово позволяет снова и снова вспомнить поездки сюда Пушкина, и то, сколь важное место занимала в его творчестве тема дороги и странствий. В своих произведениях поэт часто упоминает «версты полосаты»: «Только версты полосаты попадаются одне» («Зимняя дорога»), или «И версты, теша праздный взор, /В глазах мелькают как забор...» («Евгений Онегин»). Можно сказать, что этот вновь установленный почтовый знак одновременно является и символом пушкинской дороги. Ведь в XIX веке все главные дороги государства были размечены верстами. Через каждую версту (1067 метров) ставился столб с цифрами. На одной стороне столба обозначались версты пройденные, на другой – оставшийся путь до конечной станции.

Большая роль в реализации проекта отводится и сувенирно-рекламному обеспечению «Музейной почты». За четыре месяца вместе с партнерами налажен выпуск рекламных марок с видами памятных мест Пушкиногорья, почтовой бумаги, конвертов, открыток с логотипом Музейной почты, памятных облаток.

В настоящее время эта работа продолжает совершенствоваться. Привлечены учащиеся школ искусства области, студенты – будущие иллюстраторы, профессиональные художники и издатели. На основании объявленного конкурса выбраны лучшие эскизы почтовой атрибутики (марки, облатки, прописи, открытки, конверты и пр.). На протяжении всего срока реализации проекта проводится фото и видеофиксация событий, презентация фильма Н. Алексеева о музейной почте прошла во время конференции в апреле 2009 года. После открытия Музейной почты в Бугрово там побывали на занятиях и экскурсиях не только туристы и учащиеся школ области, но и наши сотрудники из разных структур заповедника. Коллекция Музейной почты постоянно пополняется за счет дарителей – посетителей музея-заповедника и самих сотрудников.

В настоящее время в различных СМИ опубликовано 10 статей о проекте, на 19 сайтах размещено 34 материала о Музейной почте и событиях проекта.

Уверены, что и эти материалы, и сам проект будут интересны как нашим коллегам – сотрудникам музеев, так и нашим партнерам – Почте России.

 
новый штемпель
новый штемпель
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года