Дар коллекционера Александра Фельдмана

Дар коллекционера Александра Фельдмана

К 90-летию Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Предметы, которые передаются Александром Фельдманом в Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, представляют искусство японских и китайских резчиков конца ХІХ – первой половины ХХ века. В музеях Украины окимоно – японская миниатюрная скульптура, вырезанная из кости или отлитая из бронзы, – представлена только единичными экземплярами. Даже самая богатая отечественная восточная коллекция – Музея Ханенко – до сегодняшнего дня могла похвастаться только несколькими подобными экземплярами. Кроме того, как отметила заведующая отделом искусства Востока музея Галина Беленко, не может не радовать сам факт поддержки государственного музея частным коллекционером: то, что давно стало нормой на Западе, постепенно укореняется и у нас.

Александр Фельдман собирает окимоно уже более 15 лет. По его замыслу, первый вклад в коллекцию Музея Ханенко должен продемонстрировать жанровое разнообразие миниатюрной пластики Востока – от персонажей японской мифологии до бытовых сценок и анималистики.

Среди подаренных окимоно представлены две композиции из бронзы – работы из мастерской Мия-о, первая изображает архата – последователя Будды, другая – символ мудрости и долголетия – божество Фукурокудзю, которое всегда окружают дети.

Искусство резьбы из слоновой кости репрезентируют фигурки как абсолютно реальных созданий – крестьянина, рыбака, курильщика, птиц, лангуста, так и одного из самых популярных в Японии мифических персонажей – Хотея – одного из Семерки богов счастья. Дополняет представление об искусстве резьбы работа неизвестного китайского мастера «Пекинская капуста».

Сегодня яркие образцы окимоно находятся в Национальном музее в Токио, лондонском Музее Виктории и Альберта, краковском Центре японского искусства, Государственном Эрмитаже и других крупных музеях и частных собраниях. Коллекция, созданная за полтора десятилетия Александром Фельдманом, по уникальности экспонатов сопоставима с лучшими собраниями мира. Таково мнение авторитетных британских специалистов по японскому искусству Малколма Фарли и Шоджи Цумуги – консультантов аукционного дома Sotheby’s.

23 июня в 15-00 в рамках празднования юбилея Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко состоится передача Александром Фельдманом 12 окимоно в фонды музея.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года