«Высокая мода» в дизайне интерьера

Интерьер с эксклюзивным красным светильником

V Неделя декора журнала «Мезонин» в ЦДХ

11 октября в Центральном Доме художника на Крымском Валу (5, 8–15 залы) открылась V международная выставка «Традиции и современный дизайн. Неделя декора журнала «Мезонин». Соорганизатором журнала «Мезонин» в проведении выставки стала компания «ЭКСПО-ПАРК. Выставочные проекты».

«Традиции и современный дизайн»
Основой выставки каждый год становится специальный некоммерческий проект. Тема специального проекта в 2005 году – «Традиции и современный дизайн». По словам креативного директора журнала «Мезонин» Анны Фадеевой «наши взгляды на интерьер становятся шире – антиквариат легко уживается с современным дизайном, а традиционные формы отделки сочетаются с почти космическими технологиями». Из проектов на заданную тему в первый день выставки выбирался лучший, а его автору присуждалась премия — «Имя года в дизайне интерьера», учрежденная Объединением декораторов интерьеров.

Огромное выставочное пространство на втором этаже ЦДХ (площадью 4,5 тыс. кв. метров) поражало не только насыщеностью, но и «сделанностью» экспозиции. Идея смешения традиций и современных направлений была подчернута даже в музыкальном сопровождении вернисажа: в одной части зала элегантный пианист играл на рояле, в другой — исполнялся рэп. И, что особенно приятно, размещение разнохарактерного материала подчинялось четкой логике. Спецпроекты 15 российских декораторов находились в центре в окружении разделов: «Классика и авангард», «Декор стола», «Восточный квартал», «Улица декораторских бюро и бутиков». Причем каждый стенд, как центральный, так и периферийный, представлял собой законченный интерьер, демонстрирующий последние тенденции современной моды.

Каждый стенд раздела «Традиции и современный дизайн» стал самостоятельным, авторским произведением искусства. Он нес отпечаток личности художника, его пристрастий, темперамента, образа мыслей. Авторы руководствовались теми же методами, что и при работе над картиной или декорацией: они не просто оформили помещение, они изобразили, художественно воссоздали в них некий идеальный образ. В четкую геометрию интерьера Ирины Глик органично вписывались ветхие кресла с «блошиного рынка». Брызги фонтана, бьющего из центра круглого дивана, смешивались с блеском мелких хрусталиков огромного «дворцового» светильника, свесившим свои нити почти до пола (Надежда Ананьева, Наталья Сохнюк). Веселую «детскую» по мотивам народных промыслов создали Павел Кретинин и Дмитрий Тингаев.

Наша публика еще не совсем привыкла к тому, что выставка, посвященная декору интерьера, относится к разряду выставок из области изобразительного искусства. Поэтому проводимое в пятый раз мероприятие традиционно расценивается как «эстетское» и «не для всех». Очевидно, объясняется это тем, что интерьер воспринимается как среда обитания, а не как художественный объект. Для осознания того, что интерьер может быть самостоятельным произведением искусства, предназначенным лишь для «эстетического наслаждения», необходим краткий экскурс в историю.

Показ интерьеров как особого рода экспонатов впервые был осуществлен в Южно-Кенсингтонском музее в Лондоне (теперь музей Виктории и Альберта). Специально для этого музея еще в 1868 году фирмой «Моррис, Маршал, Фолкнер и Ко» была создана знаменитая «Зеленая столовая» (авторы У. Моррис, Ф. Уэбб, живописные панели исполнены Э. Берн-Джонсом). Интерьер «Зеленой столовой», при всей художественности исполнения еще можно было представить обитаемым. Но уже в 1901 году Бейли Скотт, победитель конкурса на проект «Дома для любителя искусств» в Дармштадте, объясняя свой замысел, писал, что им был задуман «дом мечты… вещь, которой не предполагается быть в реальности».

В начале ХХ века в Петербурге открылась первая в России выставка интерьера «Современное искусство», в которой принимали участие ведущие художники: А. Бенуа и Е. Лансере оформили столовую, Л. Бакст – будуар, К. Коровин — чайную комнату, А. Головин – горенку, И. Грабарь – лестницу и комнату, где экспонировались живопись и ювелирные предметы. Участники этой выставки также не создали интерьеров, пригодных для обыденной жизни, «где пьют бокал доброго вина и едят с аппетитом кусок кровавого бифштекса».
Современники описывали казус с великой княгиней, посетившей предприятие: посидев на изящнейшем стуле в будуаре Л. Бакста, она застряла в нем юбками и, не почувствовав ничего, унесла стул на себе. Княгиня пошутила, что на мебели этой надо писать «Только для сильфид». Так оно и было в действительности, будуар Бакста казался созданным для кукольных маркиз.

Уже к началу ХХ века стало очевидным, что интерьер, созданный как выставочный объект, предназначен для эстетического созерцания, а не для повседневной жизни.

Современные художники-декораторы, представленные в ЦДХ, создают своего рода «высокую моду» в области интерьера, которая показывает новые тенденции и не предполагает тиражирования.

«Имя года в дизайне интерьера»
присуждено Виктории Колос

Одним из центральных событий программы V Недели декора журнала «Мезонин»/Lifestyle стал визит в Россию Принцессы Кентской и Принца Майкла Кентского. Принцесса Кентская, до замужества работавшая в области дизайна, любезно согласилась стать Патроном новой ежегодной премии – «Имя года в дизайне интерьера». Вручение первой премии состоялось 11 октября 2005 года на открытии V Недели декора журнала «Мезонин»/Lifestyle. Лучшим был назван проект Виктории Колос.

Прозрачные полиэтиленовые занавесы, полиэтиленовые диваны на хрупком каркасе, замотанные белой тканью люстры, ассоциативно вызывали ощущение чего-то безвозвратно ушедшего, как декорации последнего акта чеховского «Вишневого сада». Античные гипсовые головы и огромные тыквы казались участниками какого-то волшебного действа: ведь каждый ребенок знает, что тыква может легко превратиться в карету.

Правда, автор проекта объясняет идею своего интерьера иначе: … «Когда я приносила из школы плохие отметки, моя мама плакала и в красках рисовала мое незавидное будущее. С подобными успехами в будущем я почему-то обязательно стояла за прилавком овощного ларька. Мамино описание было настолько убедительным, что даже после окончания школы ко мне время от времени являлся ночной кошмар в образе пергидрольной блондинки с золотым зубом в ухмылке.
Время идет, теперь моя подруга точно так же пугает свою дочь-школьницу судьбой продавщицы овощного отдела. И мне вдруг стало обидно за эту профессию. Ведь все могло быть по-другому!
По красоте и скульптурной лепке тыква, например, ничем не уступает античной гипсовой голове. Почему бы тыквам не украшать самые изысканные интерьеры? Почему бы не открыть бутик высокой овощной гастрономии?
Если к овощам относиться, как к произведениям искусства, то и статус профессии будет совсем другой. И тогда родители будут говорить своим нерадивым детям: «Если будете плохо учиться, никогда не станете продавцами овощного ларька», а выражение «я чувствую себя овощем» приобретает совсем другой смысл.
Так что предлагаю проект овощного ларька своей мечты: советская традиция на новом дизайнерском уровне».

В конце-концов неважно, что послужило толчком к созданию призового проекта: переосмысление детских страхов советского времени или что-либо другое. Важен результат. Работа Виктории Колос воспринимается не только глазами, она вызывает целую гамму ассоциаций. Не случайно именно этот интерьер был выбран Принцессой Кентской, вряд ли переживший когда-либо впечатления, вдохновившие автора.

Ольга Морозова

 
«Традиции и современный дизайн». Проект Ирины Глик
«Традиции и современный дизайн». Проект Ирины Глик
«Традиции и современный дизайн». Проект Сергея Савостина и Елены Маликовой
«Традиции и современный дизайн». Проект Сергея Савостина и Елены Маликовой
«Традиции и современный дизайн». Проект Надежды Ананьевой и Натальи Сохнюк
«Традиции и современный дизайн». Проект Надежды Ананьевой и Натальи Сохнюк
«Традиции и современный дизайн».  Павел Кретинин и Дмитрий Тингаев. Фрагмент интерьера
«Традиции и современный дизайн». Павел Кретинин и Дмитрий Тингаев. Фрагмент интерьера
Принцесса Кентская и Принц Майкл Кентский на выставке в ЦДХ 11 октября 2005 года
Принцесса Кентская и Принц Майкл Кентский на выставке в ЦДХ 11 октября 2005 года
«Традиции и современный дизайн». Виктория Колос. Фрагмент интерьера
«Традиции и современный дизайн». Виктория Колос. Фрагмент интерьера
«Традиции и современный дизайн». Виктория Колос. Фрагмент интерьера
«Традиции и современный дизайн». Виктория Колос. Фрагмент интерьера
«Классика и авангард» Фрагмент интерьера
«Классика и авангард» Фрагмент интерьера
Плед -
Плед - "крыло ангела" и деревянные сабо
Виктория Колос. Премия «Имя года в дизайне интерьера»
Виктория Колос. Премия «Имя года в дизайне интерьера»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года