Анатолий Заславский. «Из Санкт-Петербурга». Живопись

Анатолий Заславский. «Большая стрижка». 1997. Х., м. 132 х 162

С 7 февраля 2005
Государственный институт искусствознания (Козицкий переулок, д. 5)
Куратор выставки — главный редактор журнала «Русское искусство» Ольга Владимировна Костина.

...Анатолий Заславский может показаться живым анахронизмом в глазах иных адептов искусства «актуального» (или «продвинутого»). Поражает, прежде всего, традиционность его профессионального существования — такого, каким оно было запечатлено в старых романах: работа в «тиши мастерской», общение с друзьями и — никакого мельтешения. ставшего уже неотъемлемым атрибутомтого базара житейской суеты, что нынче принято называть художественной жизнью. Словно он не желает ничего высказать, что-то открыть или оспорить, что-то утвердить, чем-то выделиться — не руководствуясь ни гордыней творца, ни простой необходимостью пробиться.

Анахронистичны и его представления об искусстве.Он по-прежнему убежден в том, что картина — это наилучший способ проявить себя как художника, что изображение чего-то существующего (или признаваемого за существующее) не исчерпало, да и не исчерпает своих возможностей, что, наконец, работа с натуры, это вовсе не занятие для бескрылых, лишенных фантазий, а мощный источник вдохновения. Он не стесняется признавать, и даже признавать с некоторой заостренностью, свою зависимость от «материала» — объективно существующего мира. Собственно, таково изначальное свойство тех жанров, которые его более всего занимают — пейзажа и портрета (натюрморт у него редок), жанров созерцательных.

Какая-то обескураживающая бесхитростность существования в искусстве: пиши что видишь вокруг, не задаваясь амбициозными целями, не мучаясь неразрешимыми вопросами, даже не очень утруждая себя поисками «материала».

Мир, по Анатолию Заславскому, это своего рода пушкинская «равнодушная природа». Она не знает иерархии ценностей, ей нет дела до того, как мы ее оцениваем, представляем себе, как и до того, в каких, пусть самых возвышенных, целях мы тщимся ее употребить: выражает она не что-то, а исключительно себя самое. Анатолий Заславский, размышляющий очень серьезно и формулирующий свои мысли очень точно, сам сказал об этом: «Как у природы нет оглядки на мнение временного человека, так и у живописца нет такой оглядки» (Респектабельный модернизм. СПб., 1995, с. 28). Мы в состоянии и в праве лищь взирать на ее «вечную красу», в меру сил постигая ее и как-то перекладывая в искусство...

 
Открытие выставки в Институте Искусствознания
Открытие выставки в Институте Искусствознания
Анатолий Заславский
Анатолий Заславский
Анатолий Заславский. «Чернышев мост». 2001. Х., м. 132 х 200
Анатолий Заславский. «Чернышев мост». 2001. Х., м. 132 х 200
Анатолий Заславский. «Казанский собор». 1998. Х., м. 132 х 162
Анатолий Заславский. «Казанский собор». 1998. Х., м. 132 х 162
Анатолий Заславский. «Из Санкт-Петербурга». Живопись
Анатолий Заславский. «Из Санкт-Петербурга». Живопись
Анатолий Заславский. «Проходной двор». 2005. Х., м. 65 х 75
Анатолий Заславский. «Проходной двор». 2005. Х., м. 65 х 75
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года