Яков Михайлович Шур (1902 — 1993)

Деятельность творческого объединения «Круг художников» (1926 — 1932) охватывает всего несколько лет. «Круговцы», перекликавшиеся в творческих установках с московским ОСТ, всегда несли в своем искусстве энергетику ленинградско-петербургской культуры, благородную камерность ее содержания и классическую корректность ее языка. В офицальном искусстве послевоенных лет лирические пейзажи бывших «круговцев» оказались невостребованными, а имена хранителей пейзажных традиций петербургской школы живописи — забытыми. Редакция журнала «Русское искусство» продолжает поиски забытых имен.

Яков Михайлович Шур родился 14 марта 1902 года в г. Салакас (Литва) в семье часовых дел мастера. В том же году семья переехала в Санкт-Петербург. Начальное художественное образование Шур получил в рисовальных классах при Обществе поощрения художеств. В 1920 году после окончания гимназии К. Мая, Шур поступил в Академию художеств (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН), учился у О.Э. Браза, А.И. Савинова, в последние годы – у К.С. Петрова-Водкина. После окончания Аадемии выпускники 1925 года, среди них – Я.М. Шур, решили объединиться в группу, получившую название «Круг художников». В отличие от сюжетно-идеологических исканий АХРРА, «Круг художников» пытался найти новую художественную форму произведения, в этом они были близки группам «ОСТ» и «Четыре искусства». Группа существовала с 1926 по 1932 год, собрания проходили в особняке Д.Е. Бенардаки (Невский пр., 86). За несколько лет своего существования «Круг художников» объединил около 50 членов (среди них – Пакулин, Пахомов, Британишский, Вербов, Денисов, Купервассер, Русаков, Самохвалов, Чугунов), было организовано 3 выставки в Русском музее и одна — в Киеве, проводились семинары и дискуссии, на которых выступали не только художники, но и искусствоведы: И.М. Тарабукин, Н.Н. Пунин.

Я.М. Шур участвовал во всех выставках «Круга художников», однако от раннего периода творчества осталось мало работ: «К братству» (1925. Запорожский художественный музей), «Зимний пейзаж» (2-я выставка «Круга», 1928. Частное собрание. Москва); два пейзажа «Окраина Васильевского Острова – Голодай» (1931. Архангельский областной музей изобразительных искусств), «Пейзаж» и «Портрет Жены» на двух сторонах одного холста (Частное собрание. Санкт-Петербург).

В 1932 году все творческие организации были распущены, взамен был создан Союз Советских Художников с Отделением в Ленинграде – ЛОССХ, куда вошел и Я.М. Шур. Помимо этого, с начала 1930-х и до войны, Шур работал в штате Дома санитарной культуры: оформлял местный Музей, просветительские выставки; был главным художником Октябрьского района города: ежегодно руководил оформлением праздничного убранства района на 1 мая и 7 ноября. В 1938 – 39 годах Шур начал делать диарамы для музеев. В предвоенные годы занятиям живописи посвящался только отпуск. Основной тематикой с этого времени становится пейзаж. Большинство работ были написаны на Северо-Западе России и в Прибалтике, две серии (1936 и 1948 годов) – на Украине.

Когда началась Великая Отечественная война, мужчин 1905-23 года рождения забрали в армию. Те, кто был старше призывного возраста, записались в Ополчение. С винтовками, и то не на каждого, ополченцы останавливали танки под Лугой. Затем Шур был прикомандирован к Дому обороны, принимал участие в маскировке крупных объектов.

После войны семья вернулась в Ленинград, прежняя квартира на Васильевском острове была уже занята другими людьми, все картины потеряны. Шуру предложили комнату на Тучковой набережной с красивым видом на Малую Неву и Петропавловскую крепость. В первые послевоенные годы художник работал по 20 часов в сутки. В темное время – делал диарамы по заказам ленинградских музеев: Музея города, Обороны Ленинграда, Этнографического, Военно-морского, Военно-медицинского, Кировского завода и др. Светлое время отдавал живописи. Излюбленный мотив – вид из окна на Малую Неву, Биржевый мост, Петропавловскую крепость, Ватный остров, Князь-Владимирский собор.

В 1948 – 49 годах деятельность Союза художников стала жестко регламентироваться, Шур перестал выставляться в ЛОССХе как живописец, в 1949 году ему пришлось перейти в секцию прикладного искусства. В 1950 году Шур перенес инфаркт, два года не мог работать. С 1953 года возобновил занятия живописью: сидя у окна, бесконечно писал Малую Неву с видом на Петропавловскую крепость, летом ездил на этюды на Украину, в Белоруссию, после 1959 года – в Усть-Нарву.

До 85 лет Я.М. Шур активно работал в Художественном совете ЛОССХа. В последние годы жизни он, наконец, мог заниматься только живописью. От этого периода сохранилось около 100 лирических пейзажей небольшого формата. Последний раз Шур участвовал в выставке («50 лет ЛОССХа) в 1982 году, выставленный там пейзаж «Ледоход» приобрел Музей истории города. Я.М. Шур умер 31 мая 1993 года, ему был 91 год. Он прожил жизнь в счастье и гармонии с самим собой, и пусть имя его не так известно, как имена его товарищей по «Кругу художников», творчество его нашло признание еще при жизни: более трех десятков его картин хранятся в музеях и частных коллекциях России и зарубежья.

Записано со слов сына Я.М. Шура Семена Яковлевича Магарика.

В одном из следующих номеров журнала будет опубликована развернутая статья о творчестве Якова Михайловича Шура.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года