Сергей Константинович Эйгес (1910-1944)

Благодаря поддержке редакции журнала «Русское искусство» работы этого замечательного мастера, рано ушедшего из жизни, появились на выставке Международного фестиваля искусств «Арт-ноябрь» (ноябрь 2004), 26 апреля 2005 года в РАО «ЕЭС России» открылась персональная выставка художника.

1 – 30 ноября 2004 года в залах Государственного института искусствознания прошел ХI Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь».

Организаторы:

Министерство культуры Российской Федерации
   Государственный институт искусствознания
   Московская Государственная Академическая филармония
   Фонд содействия культурным инициативам
«Брамс-трио»
   Галерея «Неоклассика»
Проект воплощался галереей «Неоклассика», реклама которой постоянно присутствует на страницах журнала «Русское искусство», редакция журнала осуществляла консультативную и информационную поддержку события. Фестиваль открывался выставкой забытого художника Сергея Константиновича Эйгеса (1910 – 1944), погибшего на фронте. Экспозиция была рекомендована редакцией журнала «Русское искусство», главный редактор Ольга Костина участвовала в открытии выставки и фестиваля. В журнале «Русское искусство» № 1 за 2005 год была дана информация об арт-фестивале, а в № 2 –помещена большая статья Александры Струковой и Натальи Эйгес «Романтик Сергей Эйгес».

Гармоничное сочетание музыкального исполнительства, поэтического сопровождения и живописного оформления пространства – все это присутствовало в насыщенной программе осеннего фестиваля, посвященного русскому искусству.

Первая персональная выставка Сергея Эйгеса состоялась в 1989 году в выставочных залах МОСХа на Беговой улице. Вторая персональная выставка прошла в рамках фестиваля «Арт-ноябрь» в ноябре 2004 года. Третья персональная выставка открылась 26 апреля 2005 года в РАО «ЕЭС России» при информационной поддержке журнала «Русское искусство».

Сергей Константинович Эйгес (1910–1944), тонкий живописец и изысканный график, был личностью романтического склада. Он восхищался великими русскими полководцами Суворовым и Кутузовым, работал над созданием их образов. Когда началась Великая Отечественная война, Эйгес отказался от брони. Призванный в армию, он проходил учебу в Высшей инженерной школе минных заграждений. Там ему была выделена мастерская, где он писал портреты военачальников. Оценив незаурядное дарование художника, командование пыталось сохранить его и не отпускало на фронт. Но Сергей рвался на передовую… Эйгес погиб совсем молодым, в возрасте 34 лет. Наследие мастера разнообразно. Это и работы маслом: натюрморты, пейзажи, но более всего – портреты, особенно многочисленны проникнутые глубоким лиризмом и теплотой портреты жены. Именно благодаря ей до нас дошли живописные произведения, графика и архив С.К. Эйгеса. Еще в Москве Елена Густавовна, супруга и муза художника, сняла холсты с подрамников, свернула в рулон, сложила графические листы, и все эти работы путешествовали с семьей во время эвакуации на Урал. Сейчас хранителями наследия мастера является его дочь Наталья Эйгес и внук Сергей Волченко, любезно предоставившие для экспозиции работы и архивные материалы из семейного собрания. В своем творчестве Сергей Эйгес был ориентирован на классическое искусство. Он буквально боготворил Рембрандта и, видимо, именно эта любовь определила внимание художника к портрету. Родившись в семье, из которой вышло несколько музыкантов (например, отец и брат Сергея Константиновича были композиторами и пианистами), Эйгес большое внимание уделяет теме музыки. Созданное им в конце 30-х конце годов большое полотно «Симфонический концерт» украшало гостиницу «Москва». Картина не сохранилась, но эскизы к ней имеют самоценную художественную выразительность. В искусстве Эйгеса всегда присутствует стремление поэтизировать личность и приблизить ее к внутреннему идеалу художника. Женщины на его картинах всегда подчеркнуто красивы, музыканты вдохновенны. Пейзажи тоже идеализированы: природа предстает в своей девственной чистоте. Судьбе было угодно, чтобы жизнь романтика и идеалиста, талантлевейшего живописца Сергея Эйгеса оборвалась так рано… Исследование его творчества только начинается, первая развернутая статья о нем недавно опубликована в журнале «Русское искусство» (№2/2005). Благодаря усилиям семьи начинается знакомство с искусством Эйгеса и широкого зрителя.

 
С.К. Эйгес. Портрет жены на пленэре. 1937. Х., м. 190х107. Собрание семьи Эйгес. Москва
С.К. Эйгес. Портрет жены на пленэре. 1937. Х., м. 190х107. Собрание семьи Эйгес. Москва
С.К. Эйгес. Портрет жены в красном. 1929. Х., м. 88х71. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
С.К. Эйгес. Портрет жены в красном. 1929. Х., м. 88х71. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
С.К. Эйгес. Портрет жены с апельсином. 1933. Х., м. 75х65,5. Собрание семьи Эйгес. Москва
С.К. Эйгес. Портрет жены с апельсином. 1933. Х., м. 75х65,5. Собрание семьи Эйгес. Москва
С.К. Эйгес. Эскиз к картине
С.К. Эйгес. Эскиз к картине
С.К. Эйгес. Море под Аю-Дагом. 1938. Х., м. 90х130. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
С.К. Эйгес. Море под Аю-Дагом. 1938. Х., м. 90х130. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
С.К. Эйгес. Цветы. Начало 1940-х гг. Х., м. 62,5х50. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
С.К. Эйгес. Цветы. Начало 1940-х гг. Х., м. 62,5х50. Собрание семьи Эйгес. Москва. Публикуется впервые
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года