Иконописец Двора Его Императорского Величества

Авторы:

Жанна Белик , Жанна Белик

Номер журнала:

№3/2006

В.М. Пешехонов. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. 1865. Дерево, смеш. техника, чеканка по золоту. Ново-Валаамский монастырь. Финляндия. Публикуется впервые.

Во второй половине XIX – начале XX века преобладающей формой признания заслуг во всех видах деятельности было звание придворного поставщика. В 1856 году указом императора Александра II звание Иконописца Двора Его Императорского Величества, а вместе с ним право использовать на вывеске мастерской Государственный герб России и надпись «Привилегированный мастер Двора Его Императорского Величества» было пожаловано Василию Макаровичу Пешехонову.

Пьетро Каноника. Последний скульптор последнего царя

Авторы:

Михаил Талалай, Михаил Талалай

Номер журнала:

№3/2006

Открытие в Петербурге монумента в память Русско-турецкой войны, сделанного туринцем Пьетро Каноникой, лаконично отмечено в дневнике Николая II под датой 12 января 1914 года: «Отправился в город в 11 час. Началась церемония освящения памятника посреди сквера у Михайловского манежа. В строю было 63 взвода. Погода была теплая. Памятник мне очень понравился» (1). Гигантский монумент, однако, просуществовал недолго – менее пяти лет.

Портрет графини Грабовской

Авторы:

Андрей Наков, Андрей Наков

Номер журнала:

№2/2006

Борис Кустодиев  (1878–1927).                      Портрет графини Грабовской. 1917. Холст, масло. 66 х 87,5

Портрет был написан Борисом Кустодиевым (1878–1927) в начале лета 1917 года, когда он выздоравливал, находясь в санатории Конкола (Выборг, Финляндия).

Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская

Авторы:

Татьяна Юденкова, Татьяна Юденкова

Номер журнала:

№2/2006

И.Н. Крамской. Портрет С.И. Крамской. 1882. Холст, масло. 118х70,1. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В 1908 году в городе Острогожске Воронежской губернии, на родине И.Н. Крамского, была открыта городская галерея его имени. Основу экспозиции составили более двадцати произведений художника, часть из которых была подарена организуемому музею семьей Крамского (1).

Поэтическая душа Русского Севера

Авторы:

Елена Ружникова, Елена Ружникова

Номер журнала:

№2/2006

С.Г. Писахов. Парусники у Рыбной пристани. На Северной Двине (Ночь).1912. Холст на картоне, масло. 36,5х48. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». Архангельск

«Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад поморов – все, что составляет самую глубинную природу северного края» (1). Эти слова писателя Владимира Лидина как нельзя более точно определяют личность этого необыкновенного человека, который родился и прожил всю свою жизнь в Архангельске.

Человек Серебряного века

Авторы:

Татьяна Пластова, Татьяна Пластова

Номер журнала:

№2/2006

Д.И. Архангельский. В саду весной. 1924. Б., карандаш, акв. 29,3х40,5. Ульяновский областной художественный музей

Симбирский художник Дмитрий Иванович Архангельский был первым учителем рисования Аркадия Пластова. Он не только заметил и бережно раскрыл талант деревенского подростка, но и передал ему свое умение видеть мир, все богатство традиций русской культуры, научил его «любить искусство, понимать его, жить им каждую минуту своего бытия, видеть в нем смысл жизни».

Кирасир-художник Лев Иванович Киль

Авторы:

Андрей Кусакин, Сергей Подстаницкий, Андрей Кусакин, Сергей Подстаницкий

Номер журнала:

№4/2005

В 1793 году в семье отставного артиллерии генерал-майора Ивана Федоровича Киля родился герой нашего рассказа – Людвиг Карл фон Киль, в русских документах значившийся Львом Ивановичем Килем.

«Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?»

Авторы:

Елизавета Аносова, Елизавета Аносова

Номер журнала:

№4/2005

Победа в Отечественной войне 1812 года была ознаменована созданием целого ряда монументальных памятников в Москве и Петербурге: Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Александровская колонна, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, возведенные перед Казанским собором – пантеоном ратной славы…
Самый ранний памятник, вдохновленный победой над Наполеоном, – серия медальонов работы Федора Петровича Толстого.

Голоса Балканской войны. Художник Верещагин и другие

Авторы:

Наталия Ежерец, Наталия Ежерец

Номер журнала:

№4/2005

«Передо мною, как перед художником, – война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады»1.
В.В. Верещагин – П.М. Третьякову.

«За веру, князя и отечество»

Авторы:

Елена Каштанова, Елена Каштанова

Номер журнала:

№4/2005

Великий живописец В.Д. Поленов был еще и архитектором, и педагогом, и театральным деятелем, и композитором, и – «воином с палитрой в руке». Военное дело было семейным, наследственным. Оба деда – А.В. Воейков и В.А. Поленов – принимали участие в Отечественной войне 1812 года. Одним из первых среди художников Поленов оказался добровольцем в действующей армии во время Балканской войны.

«Большая тихая дорога» Николая Вышеславцева

Авторы:

Людмила Данилова, Людмила Данилова

Номер журнала:

№1/2006

Н.Н. Вышеславцев со студентами Московского Полиграфического института. Май 1948. Фотография

Большими тихими дорогами
Большими тихими шагами…
Душа, как камень, в воду брошенный −
Все расширяющимися кругами…

Та глубока − вода, и та темна − вода.
Душа на все века − схороненá в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!

   Марина Цветаева

«Музыка чистых форм». Живописная традиция в творчестве А.А. Пластова

Авторы:

Татьяна Пластова, Татьяна Пластова

Номер журнала:

№1/2004

Наше время, о котором можно было бы сказать словами Л.Н. Толстого – «у нас все переворотилось и только укладывается» — несомненно, становится временем переосмысления того столь долгого в масштабах всемирной истории и столь громадного в масштабе человеческой жизни периода, который принято называть советским. Переосмысляется также бытование и развитие в этот период традиций русского и западного искусства.

«Прозеванный гений»

Авторы:

Ольга Землякова, Виктор Леонидов, Ольга Землякова, Виктор Леонидов

Номер журнала:

№2/2004

Судьба забытого и недавно открытого московского художника Бориса Такке во многом была связана с северной столицей. До роковых событий 1917 года он работает в Петрограде как декоратор частных особняков, позже привлекается Петросоветом для оформления первомайских празднеств. Его главной, дошедшей до нас работой стала картина «Катька», написанная по мотивам поэмы Александра Блока «Двенадцать».

«Художник ума» Владимир Гринберг

Авторы:

Александра Струкова, Александра Струкова

Номер журнала:

№2/2004

Владимир Ариевич Гринберг (1896 – 1942) – один из основоположников ленинградской пейзажной школы – до сих пор был мало известен. Живописец-урбанист он воплотил поэтический образ Ленинграда 1920-х, 30-х и начала 40-х годов.

Александра Экстер и Алексей Явленский

Авторы:

Георгий Коваленко, Георгий Коваленко

Номер журнала:

№3/2005

 А.А. Явленский. Дорога в Фюссене. 1905. Картон на дереве, м. 38х50. Частное собрание

Александра Экстер и Алексей Явленский совершили несколько совместных поездок в Швейцарию, где Экстер открыла для себя красоту природного заповедника Энгадина. Выполненные там этюды были показаны на нескольких выставках в 1908 году и привлекли внимание к имени молодой художницы.

Алексей Явленский: «Я углублялся в самого себя…»

Авторы:

Ирина Девятьярова, Ирина Девятьярова

Номер журнала:

№3/2005

А.Г. Явленский. Вариация: русский мотив. 1916. Б. на карт., м. 36х27. Частное собрание. Италия

Искусство Алексея Явленского, исполненное живописной энергии и высокой духовности, принадлежит к золотому фонду европейского авангарда. Наследие художника сосредоточено главным образом за рубежом, в основном в Германии и Швейцарии.

Альбом Николая Сакса

Авторы:

Ольга Землякова, Виктор Леонидов, Ольга Землякова, Виктор Леонидов

Номер журнала:

№4/2004

Вот уже более сорока лет на тихую улицу в Филадельфии, название которой можно перевести как Жимолостная, приносят и присылают русские стихи. До перестройки их слали откуда угодно — со всего мира, отовсюду, где звучала наша речь. Правда, только не из России. Потому что имя замечательной поэтессы Валентины Синкевич, многие годы издающей «Встречи» — альманах русской поэзии в США, не популяризировалось на ее родине, которая тогда называлась СССР.

Василий Васильевич Переплетчиков. Художник. Путешественник. Литератор. Общественный деятель

Авторы:

Владимир Лапшин, Владимир Лапшин

Номер журнала:

№1/2004

Так случилось, что при жизни и после смерти В.В. Переплетчикова его произведения не были показаны ни на одной персональной выставке. Сегодня его работы разбросаны по государственным музеям и частным коллекциям. Имя художника основательно забыто. А между тем он был фигурой примечательной, активно участвовавшей в художественной жизни Москвы и Петербурга на протяжении более двух десятилетий. Такие мастера, как И.И. Левитан, М.В. Нестеров и другие, чтили его не только как художника, но и как общественного деятеля. Он известен был и как литератор.

Звездный час Михаила Аникушина

Авторы:

Лариса Черкашина, Лариса Черкашина

Номер журнала:

№2/2004

«Бывают странные сближения», – заметил некогда Александр Сергеевич Пушкин. Немало таинственных знаков судьбы было при жизни поэта, и в его посмертной судьбе есть свои мистические истории.

Игорь Ворошилов: «Синий пусть будет небом без конца…»

Авторы:

Андрей Айги, Наталья Алешина, Андрей Айги, Наталья Алешина

Номер журнала:

№2/2005

Гармонию объяснить невозможно. Это Дух, становящийся Космосом. Картина должна быть заново построенным миром Добра и Красоты. В сущности, картина должна быть явленным Раем. Рай, постижение его – сверхцель искусства… Нет ни нового, ни старого реализма. Реализм – живая кровь, способность узнать собственное сердце и видеть общее несчастье. Живопись в крайнем смысле – это борьба против смерти как внешней тьмы…

И.В. Ворошилов. О живописи. 1989

Какой же русский не любит Гордона Крэга!

Авторы:

Вадим Щербаков, Вадим Щербаков

Номер журнала:

№1/2006

Г. Крэг. Фигурка Гамлета, вырезанная для работы с макетом. 1909. Дерево. 23,4х5,6. Музей МХАТ. Москва

Открытия английского режиссера и сценографа Гордона Крэга долго не находили воплощения на европейских подмостках. Самым убедительным опытом их реализации стала постановка «Гамлета» в 1911 году на сцене Московского Художественного театра. Именно там рождалась «трагическая геометрия» Крэга (1).

Картины, свалившиеся с полки

Авторы:

Михаил Ромадин, Михаил Ромадин

Номер журнала:

№1/2005

Творчество московского живописца, классика русского искусства XX века Николая Михайловича Ромадина (1903-1987) основано на непосредственном, свежем, «этюдном» восприятии натуры. При этом пейзажам художника присуща завершенность, эмоциональная и пластическая законченность. Перед зрителем каждый раз разворачивается волнующий сюжет — схвачено преходящее, летучее состояние природы, которое можно было бы назвать «остановленным мгновением».

Марианна Веревкина в Асконе: утверждение стиля

Авторы:

Ирина Хоменко, Ирина Хоменко

Номер журнала:

№3/2005

М.В. Веревкина. Живые и мертвые. Ок. 1924. Карт., темпера. 56х76. Фонд Марианны Веревкиной. Аскона, Швейцария.

В итальянской части Швейцарии, в небольшом Музее современного искусства города Асконы, хранится архив русской художницы Марианны Веревкиной. В Асконе Веревкина провела последние двадцать лет своей жизни. Благодаря усилиям самых разных людей переписка художницы ее заметки, дневники, газетные вырезки, коллекция ее картин и рисунков были спасены от уничтожения и распродажи.

Мешает жить Париж?.. Французский период Кольцовой-Бычковой

Авторы:

Елена Лисенкова, Елена Лисенкова

Номер журнала:

№2/2005

История искусства России 1920–30-х годов, представленная творчеством художников – в основном выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа – так называемой «плеяды», получившей известность благодаря вышедшей недавно книге О.О. Ройтенберг, имеет в своем созвездии мало изученную звезду – Александру Кольцову-Бычкову. Ее годы юности и учебы совпали с революцией и гражданской войной, а время самоопределения – с рубежом 20–30-х годов, когда для многих художников их дело, само занятие искусством, стало актом мужества и стойкости. Однако биография Кольцовой-Бычковой имеет мало характерную для ее поколения особенность – она отмечена (именно в это время!) четырехлетним пребыванием в Париже. Как же развивалось творчество художницы, которой судьба подарила на несколько лет полную свободу профессионального поиска?

Неизвестный альбом А.П. Боголюбова

Авторы:

Ольга Птицына, Ольга Птицына

Номер журнала:

№4/2004

Культура художественного альбома, открытого для дружеского круга, предназначенного для записей и зарисовок, сейчас утрачена. Между тем история изобразительного искусства и литературы была бы далеко не полной без таких памятников.

О театре кукол и о взаимодействии искусств
Беседа Елены Степанянс с Андреем Денниковым

Авторы:

Елена Степанян, Андрей Денников, Елена Степанян, Андрей Денников

Номер журнала:

№1/2006

В. А. Моцарт. «Волшебная флейта». Сцена из спектакля

Театр кукол – квинтэссенция всех возможных взаимодействий между искусствами. Так считает Андрей Денников, режиссер и актер Государственного Академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова.

Парадокс Рыбченкова

Авторы:

Сергей Кочкин, Сергей Кочкин

Номер журнала:

№1/2005

Рыбченков прошел через весь энтузиазм утонченного формализма, погружался во все тонкости искусства, столь дорогие «парижской школе»... это, бесспорно, врожденный колорист; его кисть любит нюансы, варьирующиеся до бесконечности. Он не резок, но точен. Его талант неоспорим, и эмоция для него, даже если она с неудачами, все же более благотворна, чем неподвижность, окоившаяся на его прежних успехах. А.М. Эфрос

Романтик Сергей Эйгес

Авторы:

Александра Струкова, Наталья Эйгес, Александра Струкова, Наталья Эйгес

Номер журнала:

№2/2005

Сергей Константинович Эйгес (1910 – 1944) принадлежал к семье, из которой вышли музыканты, художники, литературоведы, математики. Его отец – Константин Романович Эйгес и брат Олег Константинович были композиторами и пианистами. Дядя Вениамин Романович Эйгес, а также двоюродные сестры Тамара Владимировна и Ольга Вячеславовна – художниками, и каждый имел собственное лицо в искусстве. Культурная атмосфера, с раннего детства окружавшая Сергея Эйгеса, многое определила в его живописи, впечатления, полученные в музеях Москвы – родном городе Эйгеса, – стали основой, на которой сформировался его художественный язык. Концертные залы и домашние музыкальные вечера дали одну из главных тем его искусства – тему музыки. Сергей Эйгес погиб на фронте в возрасте 34 лет. Однако его наследие весьма обширно. Большинство произведений находится в семье дочери Сергея Константиновича – Натальи Сергеевны, которая сохранила детские воспоминания об отце, ставшие для нас ценным свидетельством о жизни талантливого, но до сих пор мало известного художника.

Синтез умозрительного и непосредственного

Авторы:

Анна Чудецкая, Анна Чудецкая

Номер журнала:

№3/2004

Экспозиция в Музее личных коллекций произведений Владимира Вейсберга — одного из самых глубоких художников-экспериментаторов поколения «шестидесятников» — состоялась благодаря дарам двух самых близких мастеру людей.

Скульптор Надежда Крандиевская: возвращение мастера

Авторы:

Сергей Орлов, Сергей Орлов

Номер журнала:

№1/2004

Надежда Васильевна Крандиевская входит в звездную плеяду русских женщин-скульпторов. Долгое время ее имя оставалось в плену забвения. Воссоздание творческой биографии Крандиевской вписывает новую страницу в историю отечественного искусства.

Театральность Александра Тышлера

Авторы:

Виктория Лебедева, Виктория Лебедева

Номер журнала:

№1/2006

А.Г. Тышлер. Из серии «Парад» (Материнство). 1927. Х., м. 80х66,5. Коллекция М.А. Бершадера. Москва-Брюссель. Публикуется впервые

Своим современникам и ценителям искусства Александр Григорьевич Тышлер был и остается известен прежде всего как автор станковых картин – многочисленных «Прекрасных дам» с домами, кораблями, подсвечниками на головах, а также как рисовальщик. Действительно, он был большим мастером станковой живописи. Но нельзя забывать о том, что Тышлер был художником театра, человеком театра.

Художники Сведомские. Михайловский завод — Рим — Сан-Ремо

Авторы:

Нина Казаринова, Нина Казаринова

Номер журнала:

№3/2004

Братьев Сведомских называли «перелетными птицами». Живя с 1975 года в Риме, художники каждое лето приезжали в свое имение «Михайловский завод», где у них была мастерская. Судьбы произведений повторили жизненные перипетии их творцов, «разлетевшись» по разным странам и музеям.

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='http://www.russianartmagazine.com/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

«Романтики реализма»

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года