«Чей меч не сокрушится о скалу народной твердости?»

Победа в Отечественной войне 1812 года была ознаменована созданием целого ряда монументальных памятников в Москве и Петербурге: Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Александровская колонна, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, возведенные перед Казанским собором – пантеоном ратной славы…
Самый ранний памятник, вдохновленный победой над Наполеоном, – серия медальонов работы Федора Петровича Толстого.

После блестящих побед над французскими войсками наступил, по выражению Ф.П. Толстого, «вечнопамятный для славы России» день – 19 марта 1814 года, когда русские и союзные войска торжественно вступили в Париж, приняв ключи от города и просьбу о пощаде его жителей.

«Я русский и горжусь сим именем, – писал Толстой. – И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника… дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское!»1

В 1814 году были готовы рисунки 19 медальонов, в которых Толстой, собиравший в течение войны все донесения с полей военных действий, представил те события, битвы и победы, которые, по его мнению, наиболее способствовали ее победному окончанию2. Император Александр I, одобрив замысел, пожелал уточнить, верно ли выбраны художником важнейшие события трехлетней войны. Ни по ходу военных действий, ни по описанию событий, которым Толстой сопроводил рисунки, замечаний специально созданным комитетом сделано не было. «Собрание сих медалей со стороны художества по искусному сочинению, хорошему рисунку и красоте стиля, как отличное произведение заслуживает всякое уважение и признательность к дарованию и таланту, трудившемуся над оным…»3 – отметили члены комитета, и в 1818 году рисунки Толстого были изданы в гравюрах работы Н.И. Уткина. Толстой же начал лепить медальоны из розового воска на черной аспидной доске и собственноручно отливать каждый медальон из гипса.

   «Покорение Парижа» – победоносное событие, завершившее Отечественную войну, стало сюжетом первого медальона. Толстой вылепил воина-победителя с копьем и оливковой ветвью, павшую на колени женскую фигуру – олицетворение столицы Франции, и поле, усеянное телами, напоминающее о жестоком последнем сражении на окрестных высотах Парижа – Монмартре и Бельвиле. Сформулировав девиз медальона – «Пожар Москвы потухает в стенах Парижа», скульптор соединил в нем еще живую боль трагедии горящей Москвы, гордость за свою непокоренную столицу и торжество, когда в честь России в столице Франции на благодарственном молебне, совершенном российскими священнослужителями, присутствовали цари, князья, вельможи, войска и народы почти всех европейских стран.

Еще в 1813 году, после победы «в битве народов» под Лейпцигом, Толстой, убедившись, что «конец владычеству Наполеона над Европой» близок, вылепил портрет монарха побеждающей страны, представив Александра I в славянских доспехах в виде Родомысла4, бога древних славян, обладающего достоинствами и Минервы, и Марса. Фигуры, олицетворяющие Правду и Мудрость, и богиня Славы, увенчивающая победы императора, сопровождают изображение Александра I в торжественно-праздничной композиции, отмечающей переход русской армией реки Неман 1 января 1813 года. Текст, комментирующий медальон «Первый шаг Александра за пределы России», гласит: «Народ мой сокрушил союз двадцати царств, пришедших низринуть его в уничижение и рабство, народ мой един, да течет со мной избавить сии царства от насильственной власти и возвратить им свободу».

Медальон «Народное ополчение» первоначально имел другое решение. Он приобрел более широкое патриотическое звучание, когда Толстой заменил изображение императора Александра I, вручавшего мечи воинам, представляющим три сословия (дворянство, купечество, крестьянство), женской фигурой – аллегорией России, спокойной «надеждою на Бога и на мужество сынов своих» – так сформулировал автор идею барельефа. Печальная торжественность женской фигуры и сплоченность, решительность воинов, в едином порыве принимающих мечи, – убедительное воплощение этой идеи.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе
Пойдем – и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу!

Героический пафос барельефа Толстого и строк, написанных его другом, героем войны Ф.Н. Глинкой в 1812 году в ожидании приближения французских войск к Смоленской губернии, воссоздает те чувства, которыми жила вся Россия. Создавая образ «сына отечества», Толстой, влюбленный в культуру Древней Эллады, помнил и античный идеал доблестного воина: «Пусть же широко шагнув, и ногами в землю упершись, / Каждый на месте стоит, крепко губу закусив»5.

Помнил скульптор и о твердости ратного духа дружинников князя Игоря, «заостривших» сердце мужеством, и о физической красоте греческих атлетов, особо выделяя мускулистость ног и крепость рук. Шлем, легкие доспехи, рубаха до колен – придали воину облик богатыря Древней Руси. В регулярной армии было запрещено носить бороду, и, представляя русского воина бородатым мужем, скульптор подчеркивает народный характер войны.

В описании, сопровождающем медальон «Битва Бородинская», Толстой, человек страстный и увлекающийся, не скрывает переживаемых им чувств: «Кровавый бой сей был потрясающий землю, беспрерывны рыганья огнедышащих гор. Обе стороны стояли с равным упорством, одна, превосходная числом, алчущая грабительством, нападала с лютостью и свирепством разъяренного тигра; другая, тверже гребнистой скалы, с правотой сердца и надеждою на бога… перед лицом отечества и под стенами древней столицы своей, защищая их, отражала нападение и нападала сама с мужеством кипящей гневом львицы. Воздух горел, земля стонала. Восемьдесят тысяч жертв пали наследием рая и добычею ада»6. Пластическое решение барельефа, кажется, сделало зримым определение Бородинского сражения, данное генералом А.П. Ермоловым: «Французская армия разбилась о русскую».

Защитник отечества непоколебим, отражая могучий напор превосходящего числом противника в битвах на полях России. Толстой, мастерски владея возможностями скульптуры, представил стойкость и мужество воинов, «чей меч не сокрушится о скалу народной твердости», в бою при Малом Ярославце и выразил различные оттенки чувств. Это и праведный гнев за нанесенные отечеству беды («Трехдневный бой при Красном»), и гордость победителя («Сражение при Березине»), и сокрушение сердца, и печаль о павших.

Победы русского оружия, единство европейских стран в борьбе с Наполеоном, великодушие и благородство России, несущей мир народам Европы, – содержание последующих медальонов.

Русский воин теперь наступает и побеждает. Он мечом разит упавшего на колени и заслоняющегося щитом французского воина («Освобождение Берлина»); вырывает меч у поверженного противника («Бой при Кульме»); в образе Геркулеса, занеся высоко над головой палицу, готов со всего размаха уничтожить врага во время бурной схватки («Бой при Арсис-сюр-Об») или, подобно Георгию Победоносцу, пронзить копьем «щит и грудь падшей, но еще скрежещущей на него злобы» («Сражение при Фер Шампенуаз»). В медальоне «Сражение при Бриене», городе молодости Наполеона, русский воин готов уничтожить взращенного этим городом (изображенного на щите) дракона, освобождая от него Францию: «Поражая, спасаю тебя».

Работа над каждым медальоном продолжалась около года, над всем циклом – почти 20 лет.

В 1836 году Толстой создал еще один медальон – величаво спокойную композицию «Мир Европе»7, ставшую завершением его барельефной эпопеи, посвященной Отечественной войне 1812 года.

«Любовь к Отечеству есть то сердечное чувство, которое с самых нежных лет наших привязывает нас к нашей родине, укрепляется, развивается в нас с летами и, наконец, обращается для нас в природу и сливается, так сказать, с душою нашей»8 – эти слова современника Федора Толстого Александра Тургенева могут стать достойным эпилогом к повествованию о медальонах художника.

Грандиозные события и соответствующие им высокие чувства, представ в столь малых по размеру работах (диаметр круга каждого медальона всего 15 см), в формах, соединивших монументальность древнегреческой скульптуры и ювелирное изящество, артистизм исполнения с искренностью патриотического чувства художника, явили то состояние жизни, когда героизм и гражданская ответственность становятся частью повседневного бытия человека.

Примечания
1
Отечественные записки. Т. 3. 1839. Кн. 4 отд. 4. С.45.
2 «Народное ополчение», «Битва Бородинская», «Освобождение Москвы», «Бой при Малом Ярославце», «Трехдневный бой при Красном», «Сражение при Березине», «Бегство Наполеона за Неман», «Первый шаг Александра за пределы России», «Освобождение Берлина», «Тройственный союз», «Сражение на высотах Кацбахских», «Бой при Кульме», «Битва при Лейпциге», «Освобождение Амстердама», «Переход за Рейн», «Сражение при Бриене», «Бой при Арсис-сюр-Об», «Сражение при Фер Шампенуаз», «Покорение Парижа».
3 Состав комитета: И.П. Мартос, Ф.П. Щедрин, И.П. Прокофьев, К.И. Угрюмов, А.И. Иванов, В.К. Шебуев, В.И. Демут-Малиновский, А.Е. Егоров, нумизмат Ф.И. Круг, археолог и антиквар К.Э. Келлер, П.П. Чкалевский. Председатель – А.С. Шишков. Записки графаФ.П. Толстого // Русская старина. Т. 7. 1873. Кн. 1. С. 142.
4 Комитет предложил открыть серию медальоном «Родомысл девятого на десять века».
5 Стихи прославленного поэта Тиртея поднимали воинский дух спартанцев VII века до н.э.
6 Собрание резных изображений с медалей, представляющие знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814 годах. СПб., 1818. С. 5, 6.
7 На Петербургском монетном дворе по медальонам Ф.П. Толстого в 1834–1836 годах учениками мастера и под его наблюдением А.П. Лялиным и А.А. Клепиковым были выполнены бронзовые медали диаметром 65 мм. Медальон «Родомысл девятого на десять века» был использован для аверса (лицевой стороны), по остальным выполнены реверсы (оборотные стороны). Для реверса медали «Родомысл» Ф.П. Толстой сочинил композицию «Мир Европе». Для фриза Александровского зала Зимнего дворца Ф.П. Толстой создал еще четыре медальона в память побед при Варшаве, Бремене, Касселе и Гассе.
8 Некрасова М.А., Земцов С.М. Отечественная война 1812 года и русское искусство. М., 1969.

 
Ф.П. Толстой. Покорение Парижа. 1833. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Покорение Парижа. 1833. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Первый шаг Александра за пределы России. 1821. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Первый шаг Александра за пределы России. 1821. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Сражение при Фер Шампенуаз. 1830. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Сражение при Фер Шампенуаз. 1830. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Битва Бородинская. 1817. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Битва Бородинская. 1817. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Народное ополчение. 1816. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф.П. Толстой. Народное ополчение. 1816. Гипс. 20х20. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года