Михаил Цыбасов – ученик Павла Филонова

М.П. Цыбасов. Портрет Олега Жакова в роли Тойво Антикайнена (в кинофильме «За Советскую Родину»). 1936–1937. Х., м. 58х48. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

«Те, кто прошли школу Филонова и не «сломались», стали большими мастерами, имеющими собственное творческое лицо. Это – Глебова, Кондратьев, Хржановский, Гурвич, Порет, Евграфов, Цыбасов, Сашин, Зальцман и другие художники. Многие из них далеко ушли от строгих норм аналитического метода, но филоновская основа осталась для них почвой, питающей их собственное самобытное творчество» (1).
Е.Ф. Ковтун

«…Рано ли, поздно ли разберутся в чем дело и нам дадут место занять, какое по праву принадлежит» (2).
М.П. Цыбасов

В Музее изобразительных искусств Республики Карелия хранятся многие работы учеников Павла Филонова – самобытных ленинградских художников, чье творчество формировалось в 1920–30-е годы. Интерес северного музея к этим художникам не случаен: все они известны в Карелии как иллюстраторы первого советского издания эпоса «Калевала» на русском языке.

Книга, над оформлением которой трудились 13 учеников Филонова под его непосредственным руководством, вышла в свет в 1933 году в издательстве «Academia». Цыбасов был из тех, кто, по словам Филонова, «всю работу вывозил на своих плечах» (3). Иллюстрации к карело-финскому эпосу стали вершиной графического искусства филоновцев и важной вехой в творчестве Цыбасова. Судьба распорядилась так, что спустя десятилетия именно эти работы принесли Михаилу Цыбасову международное признание.

Первое знакомство сотрудников музея с творчеством М.П. Цыбасова также началось с его иллюстраций к книге «Калевала». Они с первого взгляда поразили своей необычной трактовкой, оригинальностью и глубиной проникновения в народный эпос. Многие художники, обращавшиеся к «Калевале», рассматривали ее содержание с позиций современного человека. Цыбасов же, следуя трактовке образов и стилистике, предложенной Филоновым, попытался взглянуть на события, изложенные в эпосе, глазами своих героев. Он словно погружает зрителя в архаическую эпоху, в которой живут и действуют персонажи. В странных идолоподобных фигурах, застывших лицах людей, изображениях зверей, северного пейзажа – во всем родство с окружающим миром. Выполненные жестким грубоватым рисунком, с некоторым уклоном к «примитиву», иллюстрации Цыбасова передают ощущение давно минувшего времени, создают свой особый образный мир. Каждый лист отличается убедительностью и мастерством, тщательностью исполнения.

Уже в этих работах Цыбасов проявил себя как большой мастер. Дальнейшее знакомство с его творческим наследием позволило открыть художника самобытного, глубокого и разносторонне одаренного. Михаил Петрович Цыбасов родился в 1904 году в городе Великий Устюг Вологодской области. Здесь, на Русском Севере, прошли его детство и юность. На ювелирной фабрике «Северная чернь» и в Изостудии Пролеткульта он получил первоначальные художественные навыки. В те годы в Великом Устюге жили такие известные русские художники, как Е.А. Шильниковский (ученик гравера В.В. Матэ), возродивший искусство северной черни, и А.А. Борисов (ученик А.И. Куинджи), которые стали первыми учителями Цыбасова. Видимо, от них получил он напутствие учиться дальше.

В 1924 году двадцатилетний юноша приехал в Ленинград продолжать учебу и остался в этом городе навсегда. Сначала он поступил в Художественно-промышленный техникум при Академии художеств, где учился у Павла Мансурова. В 1926 году М.П. Цыбасов вошел в одно из крупнейших объединений Ленинграда – «Мастера аналитического искусства» (МАИ), созданное П.Н. Филоновым и состоящее из его многочисленных учеников. Учеба в школе Филонова, сложившейся вокруг мастера в 20-е годы, давала серьезные профессиональные знания. Здесь не только изучалось классическое наследие, русская архаика, лубок, народное искусство, но одновременно шел поиск новых путей в искусстве, связанный с экспериментами в области формы, рисунка, цвета. Филонов был уверен и убеждал своих учеников, что «искусство – это могучее средство преобразования жизни» (4).

Первой творческой работой художника было участие в совместном коллективном труде филоновцев по оформлению костюмов и декораций к постановке «Ревизора» Н.В. Гоголя, осуществленной в 1927 году режиссером Игорем Терентьевым в экспериментальном театре при Ленинградском Доме печати. Тогда же Цыбасов впервые представил свои эскизы на выставке «Мастеров аналитического искусства», которая принесла всему творческому коллективу большой успех.

Целью своего творчества филоновцы считали анализ всех сторон человеческой деятельности. Они стремились расширить функции искусства, придать им универсальный характер. Одним из главных положений метода аналитического искусства, разработанного Филоновым, был «принцип сделанности». «Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всею прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу» (5).

На протяжении всей жизни Цыбасова отличала особая преданность Филонову. В 1966 году, за год до смерти, он создал серию графических портретов Павла Николаевича Филонова, отдав тем самым дань памяти и уважения своему учителю.

Михаил Петрович «был честен и трудолюбив и привержен методу своего учителя... был одним из верных и любимых учеников П.Н. Филонова» (6), – вспоминала Т.Н. Глебова. Свое уважение и очень теплое отношение к Цыбасову Павел Николаевич отразил в Дневнике. Всех учеников он называл официально, по фамилии: «товарищ Порет», «товарищ Глебова» и только Цыбасова – по имени: «Миша» (7). Отличительным качеством молодого художника было трудолюбие, мастерское исполнение всего, за что бы он ни брался. Искусное, ювелирное владение ремеслом северной черни позволило ему блестяще освоить «принцип сделанности».

«Мастер и ученик, – говорил Филонов, – должны в своей профессии любить все, что «сделано хорошо» и ненавидеть все, что «не сделано» (8). Именно эти слова учителя стали лозунгом «Мастеров аналитического искусства», они были и своеобразным ориентиром для всего творчества Цыбасова. В основе любого его произведения лежит «принцип сделанности»: каждый миллиметр листа бумаги или холста тщательно проработан точкой как единицей действия. Но в отличие от Павла Филонова, для которого «анализ» был в основном самоцелью, Цыбасов использовал приемы аналитического искусства как средство достижения особой художественной выразительности своих работ.

Своеобразным итогом учебы у Филонова явилось одно из значительных произведений Михаила Цыбасова – «Обоз на Северной Двине». Картина была написана по заданию Института истории партии к 10-й годовщине Красной армии.

Для ее создания Цыбасов выехал на родину, в Великий Устюг. Во время работы над картиной он пользовался советами учителя: «И та вещь, которую Вы намеревались писать уезжая, и задание Истпарта (9) не являются противоречием одна другой – обе вещи этнографические, причем в Вашей – этнографическая нагрузка предполагается максимальная – с выводами по флоре и фауне, т. е. дать в одной вещи – музей краеведения, но живой, как сама жизнь Севера, сквозь которую выявляется и значимость материальной культуры местного разреза. А вещь Истпарта, оставаясь этнографической (и притом великолепно проработанной именно этнографически), выявляет собой особый, подчеркнутый момент быта данного места в военно-революционном разрезе» (10).

В основу содержания картины положены драматические события из жизни северной деревни в годы Гражданской войны. Цыбасов избрал для работы острый в социальном плане сюжет – продразверстку. За внешним спокойствием происходящего ощутим трагизм события. Это общее тревожное состояние обстановки художник раскрывает через сложную пространственную композицию с острым совмещением ближних и дальних планов, через жесткий рисунок, огрубляющий контуры фигур, а также через экспрессивность цвета, тщательность («сделанность») исполнения и доведение общего ритмического строя картины до «последней степени напряжения». Все это вместе с остросовременным революционным сюжетом R (11); черты филоновской школы тех лет.

Картина принесла молодому художнику широкую известность. Она экспонировалась на таких заметных выставках той поры, как «Современные художественные группировки» (1929) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932). Из многочисленного коллектива учеников Филонова только трое – Цыбасов, Глебова и Порет – получили приглашение участвовать в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в залах Государственного Русского музея. Рядом с «Обозом на Северной Двине» экспонировалась еще одна работа Цыбасова – «Кондострой».

Она была создана в результате творческой командировки художника в Карелию в 1929 году на одну из новостроек тех лет – Кондопожскую ГЭС. Холст напоминает «стереоживопись». Этот прием филоновской системы аналитического искусства смыкался с теорией «расширенного видения» Михаила Матюшина. Цыбасов изображает развернутую панораму строительства как бы с высоты птичьего полета, что позволяет ему обозначить все важные явления до мельчайших деталей. Реальный эпизод из жизни новостройки художник доводит до такой степени концентрации, обобщения, что тот вырастает до символа.

Цыбасовым были созданы два живописных варианта «Кондостроя» и серия графических работ. Все они экспонировались в 1934 году в Петрозаводске на выставке ленинградских художников «Карелия в изобразительном искусстве». Это был очередной приезд Михаила Петровича на Север. Побывал он тогда и на Онежском заводе, где выполнил серию натурных работ.

Много внимания в своем творчестве Михаил Цыбасов уделял созданию автопортретов и портретов близких людей. В коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия представлено шесть автопортретов Цыбасова, начиная с 1920-х годов и кончая 1950-ми. В 1926 году на первых занятиях у Филонова Цыбасов выполнил акварельный «Автопортрет». В нем еще заметна некоторая робость исполнения, но раскрыты особенности личности начинающего художника – искренность, радостное мироощущение. Таким цельным, открытым Михаил Цыбасов был и в жизни.

Необыкновенно добрый, отзывчивый, очень ответственный человек, полный преклонения перед совершенством природы – таким запомнили Цыбасова его друзья. «Это был лучезарный человек. Каким-то образом его коснулось крыло природы»11, – писала Н.П. Нератова.

Самыми трудными для филоновцев оказались 1930-е годы – время замалчивания и гонений. Известно, что в 1929 году в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка работ Павла Филонова. Картины находились в залах целый год, но выставка так и не была открыта для публики. В 1930 году в одном из вечерних выпусков ленинградской «Красной газеты» было опубликовано письмо художника И.И. Бродского в защиту Филонова, а рядом – заметка М.П. Цыбасова и А.К. Бурова «Открыть выставку Филонова!». В ней авторы сообщали о напряженной работе мастера, его бескомпромиссности и добавляли: «Мы согласны с письмом в редакцию художника И.И. Бродского, которое ценно еще и потому, что сам Бродский представляет противоположное Филонову крыло в живописи»(12).

Это было сложное время: в коллективе филоновцев произошел раскол, двадцать учеников вышли из объединения. Михаил Цыбасов, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев и другие верные последователи, составлявшие ядро творческой группы, остались с Павлом Николаевичем Филоновым. По настоянию Филонова его ученики начали в эти трудные годы вести дневники. В архиве Е.Г. Сойни (13) сохранились дневники Михаила Цыбасова. Приведем несколько записей, относящихся к 1933–1934 годам: «Надо твердо стоять на позиции принципиальной и знать, что и для чего делать. Наша цель – делать вещи разнообразные, но первоклассные по качеству и ими действовать. <…> Впереди еще предстоит много испытаний, и необходимо быть во всеоружии и языка, и пера, и кисти».

В 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников «за формализм». Скорее же – за его преданное отношение к П.Н. Филонову. После отлучения от Союза художников Михаил Петрович попробовал реализовать себя в качестве художника-постановщика на киностудии «Ленфильм». В 1936 году он приехал в Карелию на съемки кинофильма «За Советскую Родину» по повести Геннадия Фиша «Падение Кимасозера». Тогда же им был создан «Портрет Олега Жакова в роли Тойво Антикайнена». Позднее Цыбасов принял участие в оформлении таких известных кинолент, как «Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и других.

В 1940 году Цыбасов выехал в Монголию на съемки кинофильма «Его зовут Сухэ-Батор», которые велись «Ленфильмом» совместно с Ташкентской киностудией. К этому периоду относится портрет старика-монгола – одно из самых мастерских произведений художника, выполненных по «принципу сделанности». Война застала художника в Монголии. Он выехал в Узбекистан и оттуда ушел на фронт. Победу Цыбасов встретил в Берлине.

В последние годы жизни Михаил Петрович работал художником на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, благодаря чему побывал в разных концах страны. Но все же природа и жизнь Русского Севера были ему наиболее близки.

«Михаил Петрович часто вспоминал Карелию, свои поездки в этот край, работу в Кондопоге и Петрозаводске. Он уже давно собирался отдать свои карельские работы в Петрозаводск. Передавая эти произведения в дар карельскому музею искусств, я надеюсь, что они принесут петрозаводчанам несомненную пользу», – писала в 1967 году вдова художника, Н.А. Цыбасова, выполняя волю мужа и передавая его произведения Музею изобразительных искусств Республики Карелия (14). На протяжении нескольких лет реставраторы Москвы (И.А. Тарасов, В.М. Танаев) и Петрозаводска (А.И. Байер) вели большую реставрационную работу. Восстановленные произведения явились основой первой персональной выставки М.П. Цыбасова, открытой в 1979 году в Петрозаводске в связи с 75-летием со дня рождения художника. В начале 1980-х годов несколько картин Михаила Цыбасова заняли свое место в составе постоянной экспозиции музея. Новый серьезный показ творчества художника состоялся в 1994 году. Наряду с произведениями музейной коллекции на выставке экспонировались работы из частных собраний. Юбилейная выставка, приуроченная к 100-летию Михаила Цыбасова, состоялась в Государственном Русском музее. После закрытия выставки пять произведений (иллюстрации к книге «Калевала») были включены в состав большой представительной выставки «Авангард. До и после», открывшейся осенью 2005 года в Брюсселе. Работы Михаила Цыбасова экспонировались рядом с произведениями Павла Филонова, которому он всегда оставался верен.

Примечания
1
Ковтун Е.Ф. Пути русского авангарда. Вступительная статья к каталогу выставки в ГРМ «Советское искусство 1920–30-х годов». Л., 1988. С. 23.
В МИИ РК хранятся работы Михаила Цыбасова, Алисы Порет, Павла Кондратьева, Татьяны Глебовой и других учеников П.Н. Филонова.
2 Здесь и далее ссылки на дневники М.П. Цыбасова 1933–1934 гг. из архива Е.Г. Сойни. Петрозаводск.
3 Павел Филонов. Дневник. СПб, 2000. С.125.
4 Павел Филонов. Дневник. Указ. изд. С.50.
5 Ковтун Е.Ф. «Сделанные картины». Из вступительной статьи к каталогу выставки в ГРМ «Павел Николаевич Филонов». Л. 1988. С. 32.
6 Из письма Т.Н. Глебовой в МИИ РК. 20.10.1978.
7 Павел Филонов. Дневник. Указ. изд. С. 125 и др.
8 Павел Филонов. Идеология Аналитического Искусства. Тезисы из рукописи Филонова, напечатанные в каталоге его персональной выставки (ГРМ, 1929). См. также каталог выставки «Павел Филонов. 1920-е годы» из собрания ГРМ. Петрозаводск, 1993. С.8.
9 Истпарт – Институт истории партии, Ленинград.
10 П.Н. Филонов – М.П. Цыбасову. Не датировано, ориентировочно 1928 г. Архив Е.Г. Сойни.
11 Из воспоминаний Н.П. Нератовой. Архив автора.
12 Красная газета. 1930. 25 ноября.
13 Елена Григорьевна Сойни – известный писатель и ученый Карелии.
14 Произведения М.П. Цыбасова были переданы в дар музею при содействии петрозаводчан – критика В.Г. Бондаренко и его сестры Е.Г. Сойни, лично знавших художника в последние годы жизни.

 
М.П. Цыбасов. Обоз на Северной Двине. 1928. Х., м. 160х130. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Обоз на Северной Двине. 1928. Х., м. 160х130. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Кондострой. Вариант. 1929–1930. Х., м., графит, белила. 99х139. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Кондострой. Вариант. 1929–1930. Х., м., графит, белила. 99х139. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Старик-монгол с трубкой. 1941. Б., акв., кар.39,4х29,3. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Старик-монгол с трубкой. 1941. Б., акв., кар.39,4х29,3. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Композиция с всадником. 1920-е  гг. Б., акв. 26х32,5. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Композиция с всадником. 1920-е гг. Б., акв. 26х32,5. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Портрет женщины. 1935. Х., м. 59х48. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Портрет женщины. 1935. Х., м. 59х48. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Портрет матери. 1929. Б., акв. 33х28. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Портрет матери. 1929. Б., акв. 33х28. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Портрет П.Н. Филонова. 1966. Б., акв., цвет. карандаш. 42,5х30,5. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Портрет П.Н. Филонова. 1966. Б., акв., цвет. карандаш. 42,5х30,5. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Автопортрет. 1933–1934. Х., м. 93х66. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Автопортрет. 1933–1934. Х., м. 93х66. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. Публикуется впервые
М.П. Цыбасов. Встреча Вяйнямейнена и Еукахайнена. Иллюстрация к книге «Калевала». 1932. Б., тушь, перо. 13х17. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
М.П. Цыбасов. Встреча Вяйнямейнена и Еукахайнена. Иллюстрация к книге «Калевала». 1932. Б., тушь, перо. 13х17. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года