Россия на Всемирной выставке 1900 года

Интерес профессиональных художников к народным ремеслам – первоисточнику всякого творчества – нашел воплощение в живописи и архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, во многом определив универсализм и самобытность русского искусства рубежа XIX–XX веков.

В очередной раз проиллюстрировать это помогла организованная в начале 2004 года Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства выставка «Москва в Париже. 1900». На ней впервые в едином комплексе оказались собраны уникальные памятники и документы, связанные с Павильоном кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Сенсационным открытием стали представленные в экспозиции изобразительные материалы из фондов Научной библиотеки Музея народного искусства имени С.Т. Морозова. В библиотеке сохранился уникальный комплекс проектной графики Кустарного павильона: эскизы и чертежи художника К.А. Коровина и архитектора И.Е. Бондаренко, конкурсные эскизы и проекты других авторов. Важнейшей частью этой коллекции является большая серия фотографий, зафиксировавших фасады и интерьеры павильона перед открытием его для публики. Павильон кустарных изделий Парижской выставки был построен по мотивам деревянной архитектуры русского Севера XVII века. Его соорудили по проекту, составленному художником К.А. Коровиным. Чертежи и надзор за строительством выполнил архитектор И.Е. Бондаренко. Декоративное оформление интерьеров было осуществлено по эскизам А.Я. Головина. Деревянная раскрашенная резьба, украшавшая фасады и интерьеры здания, выполнялась кустарями игрушечной мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде и в Абрамцевской столярной мастерской по проектам авторов павильона (один из эскизов резьбы К.А. Коровина представлен на выставке).


Необычность планировочного решения павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки(1).

Одновременно с этим в Москве и Петербурге шла работа по сбору экспонатов для павильона. Местом, куда они свозились, был выбран московский Российский Исторический музей. Ставилась задача исчерпывающе полно и во всем разнообразии представить кустарное производство всей Российской империи, включая национальные окраины. Первоначальную основу экспозиции составили около двух тысяч предметов, отобранных из коллекции Санкт-Петербургского Кустарного музея. Еще более четырех тысяч экспонатов было получено непосредственно от мастеров и кустарей (2).
Структурно экспозиция павильона делилась на несколько групп по видам материалов, а также включала Церковный и Исторический отделы. Последний представлял часть знаменитой коллекции старинных тканей Н.Л. Шабельской. Однако в задачу, поставленную устроителями выставки, входил показ не одних только ремесленных изделий и произведений народного творчества. В главном зале павильона демонстрировались работы, выполненные в мастерских Абрамцева, Сергиева Посада, Московского Кустарного музея. И это неслучайно. Пафос деятельности этих художественных центров основывался на соединении древнерусской традиции, народного искусства и современной художественной практики. Блестящим образцом такого синтеза явилась архитектура Кустарного павильона и его внутреннее убранство – сказочный древнерусский терем. Экспозицию центрального зала составили работы М.А. Врубеля, А.Я. Головина, С.В. Малютина, Е.Д. Поленовой, Н.Д. Бартрама, Н.Я. Давыдовой, М.В. Якунчиковой-Вебер, чьи имена неизменно ассоциируются с понятием «русский стиль». Мы не утверждаем, что именно экспонируемые в Париже произведения оказались представлены на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства 2004 года, но о лучших достижениях художественных производств России, продемонстрированных публике в 1900 году, можно судить по следующим экспонатам. Это серия скульптур М.А. Врубеля, исполненных в майолике по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка», керамические работы А.Я. Головина, бытовые изделия абрамцевской гончарной мастерской, а также керамической мастерской Строгановского училища, других ведущих художественных производств России. Большинство этих работ были отмечены медалями Всемирной выставки.
Демонстрируемая здесь же мебель и резьба по дереву мастеров Абрамцева, Сергиева Посада, Кустарного музея также позволяют почувствовать атмосферу парижского павильона. Центральным, объединяющим звеном этой экспозиции явился майоликовый камин М.А. Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича». Национальная тема, в основу которой положена былина о русских богатырях, пахаре Микуле и воине Вольге, преломленная в неповторимой врубелевской изобразительной манере, получила на международной выставке высокое признание. М.А.Врубель и С.И. Мамонтов (как «экспонент», представляющий художественную гончарную мастерскую «Абрамцево») получили золотые медали, а талантливый мастер-технолог П.К. Ваулин, блестящий исполнитель сложнейших для воплощения замыслов художника, был удостоен Почетного отзыва.

К сожалению, нынешнее местонахождение камина, экспонировавшегося на Парижской выставке, неизвестно. Однако известно местонахождение пяти других экземпляров-вариантов (3), различных по колористическому решению, некоторым деталям рисунка и декора. Общим для всех образцов стало нетрадиционное технологическое решение. Новаторство Врубеля выразилось в отказе от классического способа изготовления крупных керамических панно из одинаковых по размеру квадратных плиток. Он составляет плоскость из изразцов разной формы, соответствующих рисунку изображения. Таким образом, швы между изразцами не дробят картину, а подчеркивают и усиливают линию ее рисунка.

Один из пяти известных врубелевских каминов «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» входит в собрание Музея народного искусства им. Сергея Тимофеевича Морозова. Он, по мнению специалистов, является наиболее близким к первоначальному, показанному в Париже, варианту. Камин отличает безупречное композиционное решение. Тонкое чувство цвета, использование люстров, соотношение блестящих и матовых поверхностей, металлические переливы глазурей, делают его похожим на драгоценное мозаичное панно.
Именно этот камин демонстрировался на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства, где впервые в едином комплексе оказались собраны уникальные памятники и документы, связанные с Павильоном кустарных изделий и рукоделия России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В центре музейной экспозиции, как и 100 лет назад, были русские богатыри, сила, красота и вольность которых многократно и разнообразно воспета М.А. Врубелем.

Примечания
1 Отчет состоявшего под Августейшим Председательством Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Елизаветы Федоровны Главного Комитета по устройству отдела кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке 1900 года в Париже о деятельности его в период времени с 8 января 1899 года по 12 марта 1901 года. М., 1901. С. 9–10.
2 Там же. С. 5–6.
3 Нарвойт К. Камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» // Антиквариат. 2004. № 11. С. 99.

 
И.Е. Бондаренко. Проекты Павильона кустарных изделий и рукоделий России на всемирной выставке в Париже 1900 года.
И.Е. Бондаренко. Проекты Павильона кустарных изделий и рукоделий России на всемирной выставке в Париже 1900 года.
Фрагмент интерьера центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 года
Фрагмент интерьера центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 года
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года