Художники о русско-японской войне 1904–1905 годов
Публикация Светланы Глобачевой

Авторы:

Владимир Лапшин, Владимир Лапшин

Номер журнала:

№4/2005

Владимир Павлович Лапшин (1925–2000), известный историк искусства, в последние годы жизни работал над книгой «Русско-японская война 27 января 1904 г. – 23 августа 1905 г. и художественная жизнь начала ХХ века». Продолжая разговор об отклике художников на трагические события этого времени, начатый в предыдущей статье, мы предлагаем вниманию читателей фрагмент неоконченной рукописи.

Батальная живопись
Публикация Ивана Выдрина

Авторы:

Степан Яремич, Иван Выдрин, Степан Яремич, Иван Выдрин

Номер журнала:

№4/2005

Живописец Степан Петрович Яремич (1869-1939) вошел в историю русской культуры как блестящий художественный критик и исследователь искусства. Автор первой, широко известной монографии о М.А. Врубеле, статей о художниках Н.Н. Ге, В.А.Серове, И.Е. Репине, А.Н. Бенуа, П.П. Чистякове, М.В. Добужинском, В.Д. Замирайло, Г.И. Нарбуте и других, непосредственно общавшийся с ними и потому сумевший создать оригинальные эссе. Наряду с этим Яремич – автор капитального исследования о русской художественной культуре XVIII века.

Свидетель войны

Авторы:

Валентина Бялик, Валентина Бялик

Номер журнала:

№4/2005

«Ну, вот и война», – записал в дневнике 22 июня 1941 года Е.Е. Лансере. Война ожидалась, о ней постоянно говорили, но началась она неожиданно. Со свойственной ему пунктуальностью Евгений Евгеньевич продолжал вести дневник, Это яркий и правдивый документ, где за размеренной повествовательностью предстают трагические будни того времени.

Александр Бенуа и «Мир искусства». О несостоявшейся публикации

Авторы:

Надежда Рейн, Надежда Рейн

Номер журнала:

№3/2004

Дебют Александра Николаевича Бенуа как художественного критика можно отнести к 1894 году, когда в московском журнале «Артист» был опуб-ликован перевод его главы о русской живописи XIX века из вышедшей в Германии книги Рихарда Мутера. Это выступление на страницах популярного ежемесячника стало для Бенуа своеобразным «прологом» ко всей его дальнейшей писательской деятельности.

Динамика мужества: движение и ракурс в творчестве А.А. Дейнеки

Авторы:

Андрей Губко, Андрей Губко

Номер журнала:

№4/2004

20 мая 2004 года исполнилось 105 лет со дня рождения Александра Александровича Дейнеки (1899-1969). Это одна из самых ярких фигур в искусстве ХХ века. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТа), декларировавшего приверженность «промышленной революции», Дейнека воплотил ритмы новой жизни, используя экспрессивные приемы агитационной графики и киномонтажа, динамичные силуэты, острые ракурсы, резкие совмещения планов.

Журнал «Перезвоны», №20 (12) 1926 г. Рига
Русское искусство

Авторы:

Николай Мишеев, Николай Мишеев

Номер журнала:

№1/2004

Представляем читателю Н.И. Мишеева – одно из забытых имен русского зарубежья – статьей в журнале «Перезвоны» за 1926 г. № 20. В этом журнале Николай Исидорович вел отдел искусств и старины, печатался в каждом номере, много статей посвятил русским художникам.

Лицо и маска. Из переписки С.П. Яремича и А.Н. Бенуа Публикация Виталия Третьякова

Авторы:

Виталий Третьяков, Виталий Третьяков

Номер журнала:

№2/2005

Степан Яремич известен как художник и как искусствовед достаточно узкому кругу специалистов. Через журнальные и газетные статьи он открывал таланты, анализировал текущие события в сфере культуры, «пробуждал желаемое отношение к искусству». Пожалуй, только Александр Бенуа столь же последовательно через прессу воздействовал на эстетические взгляды общества. Практически единственная статья о С.П. Яремиче – это некролог, написанный В.Ф. Левинсоном-Лессингом, коллегой Яремича по Эрмитажу.

Мельница Арьенцо. «Русские балеты» С.П. Дягилева в Италии

Авторы:

Владимир Кейдан, Владимир Кейдан

Номер журнала:

№1/2006

Участники антрепризы С.П.  Дягилева Сидят: Н.С. Гончарова, И.Ф. Стравинский; стоят: Л.Ф. Мясин, Л.С. Бакст. Фотография. 1915. Франция

Судьба Сергея Павловича Дягилева прочно связана с Италией. Здесь во время гастролей в 1916–1918 годах великого импресарио и его знаменитую труппу застали ошеломляющие новости из России: падение монархии, октябрьский переворот, начало гражданской войны. Эти события навсегда отрезали их от родины.

Петербург Евгения Лансере

Авторы:

Валентина Бялик, Валентина Бялик

Номер журнала:

№2/2004

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) – рано признанный художник, в сорок лет ставший академиком, проживший плодотворную и насыщенную событиями жизнь. Его имя «на слуху», но творчество, как ни странно, мало изучено. Статья, написанная на основе его дневника, в настоящее время готовящегося к печати, посвящена любви художника к Петербургу, той роли, которую город сыграл в становлении мастера.

Письма А.Д. Чегодаева. Ленинград. 1947

Авторы:

Мария Чегодаева, Мария Чегодаева

Номер журнала:

№2/2004

Письма известного ученого, доктора искусствоведения, академика Андрея Дмитриевича Чегодаева (1905–1994) написаны в тот короткий промежуток, когда еще не полностью исчезли порожденные победой в Великой Отечественной войне надежды на лучшее будущее. Памятником этих надежд, готовности российской интеллигенции к творческой работе и являются письма А.Д. Чегодаева к жене Н.М. Гершензон-Чегодаевой (1908–1978) и дочери М.А. Чегодаевой, подготовившей публикацию.

Поленов и народный театр.
Письма В.Д. Поленова к Д.А. Толбузину. 1913 – 1923

Авторы:

Елена Каштанова, Сергей Окулов, Елена Каштанова, Сергей Окулов

Номер журнала:

№1/2006

В.Д. Поленов. Статуя Афродиты на фоне моря. Эскиз декорации к опере ?Призраки Эллады?. Б., акв. 14,5х13,5. Музей-заповедник В.Д. Поленова

«Сцена есть та удивительная площадка, на которой сливаются воедино все искусства. Тут и поэзия, и музыка, и живопись, и пластика, и хореография, сюда может взойти и архитектура, и все прикладные искусства, тут может быть и мимика, и атлетика и т. д.» В.Д. Поленов
Из записной книжки художника

Пристань «тихих бубновых валетов» в Доме Перцова. Публикация Юлии Диденко

Авторы:

Ангелина Щекин-Кротова, Ангелина Щекин-Кротова

Номер журнала:

№2/2005

Роберт Рафаилович Фальк – один из самых талантливых живописцев в русском искусстве XX века. Профессиональное мастерство живописца и масштаб личности в равной мере привлекают к нему внимание. Своими воспоминаниями о художнике делятся две его современницы, удивительные незаурядные женщины: парижская знакомая – И.Б. Агапьева-Соколова, ставшая в молодости моделью Фалька, и А.В. Щекин-Кротова – спутница последних 20 лет жизни художника, самый преданный и близкий ему человек.

Свидание с юностью

Авторы:

Арина Истратова, Арина Истратова

Номер журнала:

№2/2005

Роберт Рафаилович Фальк – один из самых талантливых живописцев в русском искусстве XX века. Профессиональное мастерство живописца и масштаб личности в равной мере привлекают к нему внимание. Своими воспоминаниями о художнике делятся две его современницы, удивительные незаурядные женщины: парижская знакомая – И.Б. Агапьева-Соколова, ставшая в молодости моделью Фалька, и А.В. Щекин-Кротова – спутница последних 20 лет жизни художника, самый преданный и близкий ему человек.

Сергей Шаршун в архиве и запаснике

Авторы:

Светлана Кагарлицкая, Светлана Кагарлицкая

Номер журнала:

№3/2005

1.	С.И. Шаршун. Композиция с картами. Х., м. 40х35,5. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Публикуется впервые

В 1986−1990 годах публичная университетская библиотека города Базеля приобрела архив одного из старейших «русских парижан» Сергея (Сержа) Шаршуна. Покупка осуществлялась при посредничестве цюрихского антиквара Виктора Федюшина и была оплачена примерно 16 тысячами швейцарских франков.

Сергей Шаршун: «Гадаю о судьбе мира — по музыке»

Авторы:

Светлана Кагарлицкая, Светлана Кагарлицкая

Номер журнала:

№1/2006

С.И. Шаршун.  Гертген ? 10. 1955. Х., м. 80,5х64,5. Государственная Третьяковская галерея.  Москва. Публикуется впервые

Сергей Шаршун – одна из наиболее интересных фигур русского зарубежья – до сих пор мало известен в России. Только сейчас имя этого художника и писателя возвращается в русскую культуру. В прошлом году в третьем номере журнала мы публиковали статью С.Я. Кагарлицкой, представившую документы из базельского архива Шаршуна. Настоящая публикация продолжает начатые исследования.

Фрагменты воспоминаний. Файтель Мулляр. Публикация Ольги Костиной

Авторы:

Файтель Мулляр, Файтель Мулляр

Номер журнала:

№1/2005

Удивительное чувство возникает, когда общаешься с живым свидетелем всего (или почти всего) ушедшего века — старейшим московским художником Файтелем Лазаревичем Мулляром. В его рассказах исторические фигуры сходят с пьедесталов и предстают в неожиданных ракурсах. Ибо точка зрения художника на события, факты, людей индивидуально-самобытна. При всей узнаваемости персонажей Мулляра в трактовке их образов всегда есть какой-то «сдвиг» — нечто пластически заостренное, ритмически акцентированное, полемически личностное. Кто-то из деятелей искусства, увидев портрет Эйзенштейна, сказал не без доли раздражения: «Надел удавку на шею:» На самом деле это был комплимент автору, превратившему знаменитый эйзенштейновский шарф в символический знак, ключ к прочтению образа.

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

?Романтики реализма?

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 ? 1964). ?Самаркандия?

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года