Поэтика белого цвета и личность императора Павла I

Авторы:

Елена Степанян, Елена Степанян

Номер журнала:

№3/2006

У. Гардинер. Гравюра с портрета Павла I работы С.С. Щукина (около 1797). 315х227. Из коллекции А.Л. Кусакина. Москва

Калигулы последний час…
Павел, романтический наш император.

   А.С. Пушкин

Его Императорское Высочество

Авторы:

Елена Бехтиева, Елена Бехтиева

Номер журнала:

№3/2006

К.П. Брюллов. Портрет герцога Максимилиана Лейхтенбергского. 1849. Х., м. 97х77. Коллекция В.В. Царенкова. Лондон

Максимилиан-Евгений-Иосиф-Август-Наполеон (1817–1852) родился в Мюнхене и был сыном принца Евгения Богарне, пасынка императора Франции Наполеона I, и принцессы Амалии-Августы, дочери короля Баварии Максимилиана I. После смерти отца и старшего брата, супруга королевы Португалии Марии II да Глории, Максимилиан унаследовал титул герцога Лейхтенбергского. Под таким именем он стал известен в России. Максимилиан Лейхтенбергский был президентом Петербургской Академии художеств, положив начало назначению на эту должность членов императорской фамилии.

«Души моей царицы». Наталия Пушкина и русские императрицы в портретах и воспоминаниях

Авторы:

Лариса Черкашина, Лариса Черкашина

Номер журнала:

№3/2006

А.П. Брюллов. Императрица Александра Федоровна в гостиной Коттеджа. 1830. Б., акв. 47,5х38,3. Государственный музей-заповедник ?Петергоф?

«Царствуй, потому что ты прекрасна»
Александр Пушкин – жене

Благочестивые муромские жены

Авторы:

Александр Ужанков, Александр Ужанков

Номер журнала:

№2/2006

Женский труд (ткачество). Миниатюра из рукописного сборника XVIII века. Государственный Исторический музей. Москва

По мысли святых отцов, добродетельное житие является великим и искусным художеством. В этом непривычном для современного человека понимании подлинного искусства − искусства жизни − преуспевали женщины Древней Руси. Город Муром дал последующим поколениям многие образцы русской женской святости. Недаром Ф.И. Буслаев писал: «… на долю Мурома по преимуществу досталось литературное развитие идеального характера русской женщины». Образ русской святой − «искусной художницы» − встречает нас и в иконописи, и в книжной миниатюре.

Пушкин путешествует

Авторы:

Лия Певзнер, Лия Певзнер

Номер журнала:

№2/2006

Карта путешествий А.С. Пушкина (из книги К.Б. Бедлинского            ?Страницы дней перебирая??. Тула, 1992)

Пушкин – автор поэтических картин русской природы, которые нам помнятся с юных лет. А с пейзажными рисунками Пушкина широкая публика незнакома совсем. Их немного, но среди них есть подлинные шедевры графики. Все они связаны с путешествиями поэта. Каждый из них – лаконичная, ясная композиция, законченная графическая картина. И в каждом − свой графический язык: Пушкин-рисовальщик линиями и штрихами всякий раз создает новые художественные образы.

Нежная душа

Авторы:

Александр Минкин, Александр Минкин

Номер журнала:

№2/2006

И.И. Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Х., м. 63,5х50. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Эта статья – опыт нехрестоматийной интерпретации пьесы Чехова «Вишневый сад».
Автор расшифровывает тайны этого произведения*, и одна из них – образ Лопахина…

Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»

Авторы:

Александр Ужанков, Александр Ужанков

Номер журнала:

№4/2005

Мышление создателей памятников древнерусской словесности XI–XII веков было религиозно-символическим. Постижение мира, осознание человеческих поступков осуществлялось через призму Святого Писания.

Русско-японская война на открытках

Авторы:

Виталий Третьяков, Виталий Третьяков

Номер журнала:

№4/2005

В вышедшей в 1916 году книге «Проблема войны в мировом искусстве» Яков Александрович Тугендхольд говорил о биполярности батального жанра: на одном полюсе – изображение героя и его абсолютного господства над массами, на другом – протест против войны в любых ее проявлениях. Но в батальном жанре есть еще и момент фиксации самого события. Это и заставляло баталистов всех времен быть реалистами даже тогда, когда реализм не был в чести.

«Авиацентропульт» – романтическая мечта-фантазия 30-х годов

Авторы:

Антонина Манина, Антонина Манина

Номер журнала:

№2/2005

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор, нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор…», – эти слова «Марша авиаторов» неслись из всех репродукторов во время популярных в 1930-е годы авиационных праздников.

«Прошить жизнь золотом и серебром»

Авторы:

Людмила Князева, Людмила Князева

Номер журнала:

№1/2006

И.И. Голиков. Пластина ?Адам в раю?. 1922. Папье-маше, темпера, золото, серебро, лак. 24х18,5. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва. Публикуется впервые.

В 20-е годы ХХ века перед изумленным европейским зрителем предстало совершенно новое уникальное художественное явление – искусство палехской лаковой миниатюры. Удивительный мир гармонии, добра и поэзии, воплощенный в тончайшей живописи на черно-лаковых коробочках, в обрамлении золотого и серебряного орнамента сиял, как самоцветы, и сразу покорил взыскательную зарубежную публику.

«Сфинкс, трагический и прекрасный»

Авторы:

Наталья Ардашникова, Наталья Ардашникова

Номер журнала:

№2/2005

«Портрет скрипача А.Ф. Микули» стал важным дополнением к коллекции работ С.Т. Коненкова, которой обладает Третьяковская галерея. Приобретение его музеем в 2003 году вызвало глубокий интерес к личности изображенного.

«Касание мирам иным»

Авторы:

Сергей Кочкин, Сергей Кочкин

Номер журнала:

№4/2004

Лев Федорович Жегин (1892-1969) был одним из учредителей творческого объединения «Маковец», просуществовавшего с 1921 по 1926 год. Значение деятельности «Маковца» связано с его принципиальной ориентацией на высокую духовность и преемственность художественных традиций.

Аркадий Пластов. Православные истоки творчества

Авторы:

Татьяна Пластова, Татьяна Пластова

Номер журнала:

№4/2004

В наследии каждого художника есть вещи, изначально не предназначенные для показа широкой публике, отражающие его внутренний, сокровенный мир. И лишь окончание земной жизни, объективно открывающее истинную ценность всего сделанного мастером, означает снятие запретов, раскрытие тайн, что позволяет по-новому увидеть привычное и знакомое.

В краю «высоких вдохновений». Александр Пушкин и Сильвестр Щедрин

Авторы:

Наталия Ежерец, Наталия Ежерец

Номер журнала:

№1/2006

С.Ф. Щедрин. Новый Рим. Замок Св. Ангела. 1824. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Пенсионер Императорской Академии художеств Сильвестр Феодосиевич Щедрин уехал в Италию в 1818 году. Возвратиться ему не довелось – он умер в Сорренто в 1830 году. Александр Сергеевич Пушкин в Италии никогда не был. Художнику и поэту не суждено было лично встретиться. Имена Сильвестра Щедрина и Александра Пушкина не соединяются ни по каким аспектам ни искусствознании, ни в литературоведческой «пушкиниане». Однако есть все основания считать, что творческое соприкосновение двух художников, даже их взаимовлияние существовало.

Императорский фарфоровый завод. Приношение Санкт-Петербургу

Авторы:

Людмила Казакова, Людмила Казакова

Номер журнала:

№2/2004

XVIII век в России писатели-романтики окрестили фарфоровым столетием. В это время фарфор приобрел статус национального культурного феномена, взяв на себя функции не только декоративные и утилитарные, но и просветительские, столь характерные для эпохи. Сама природа материала была созвучна мироощущению и эстетике того времени.

Легенда о «Саломее»

Авторы:

Елена Струтинская, Елена Струтинская

Номер журнала:

№1/2004

В начале ХХ века многие русские художники обретали известность благодаря театральным работам. Николаю Калмакову безоговорочное признание дал именно театр. Туда художника привел режиссер Николай Евреинов.

Москва Бориса Пастернака: топонимика и символика

Авторы:

Елена Степанян, Елена Степанян

Номер журнала:

№1/2005

«Живаго, Живаго: Что-то московское», — вспоминает один из героев романа Бориса Пастернака «доктор живаго» в годы гражданской войны о том, что принадлежит уже иной эпохе — московской жизни начала ХХ столетия.

О русском серебре и уроках истории на аукционе «Тажан»

Авторы:

Татьяна Барышева, Татьяна Барышева

Номер журнала:

№3/2004

Парижский аукционный дом «Тажан» (Tajan) относительно молод — ему всего сорок лет. Основатель «Тажана», мэтр Жак Тажан, и по сей день здесь, на своем «председательском» месте, со своим неизменным молотком. Однако неизменность, верность традиции сочетается в аукционной деятельности с разнообразием интересов, поиском новых путей. В год «Тажан» проводит примерно сто десять аукционов, на которые выставляются ювелирные изделия, вина, мебель, старинная и современная живопись, книги, фотографии, многое другое. об этом «другом» и пойдет речь в статье, автор которой заведует русским отделом аукционного дома.

Памятный хрусталь

Авторы:

Елена Долгих, Елена Долгих

Номер журнала:

№2/2004

Традиция создания «стекла к случаю» развивается в русском художественном стеклоделии с первого десятилетия XVIII века. Памятные изделия из стекла – это своего рода зеркало времени, в котором явственно отражаются общественные настроения.

Подарок Великого князя

Авторы:

Мария Чегодаева, Мария Чегодаева

Номер журнала:

№3/2004

Во втором номере журнала «Русское искусство» была опубликована статья Л.В. Казаковой «Императорский фарфоровый завод. Приношение Санкт-Петербургу». В ней речь идет о высочайших достижениях русских мастеров в «фарфоровом столетии» — ХVIII и начале ХIХ века. Но и в 60-80-е годы ХIХ века искусство Императорского фарфорового завода оставалось непревзойденным....

Рисунки Пушкина. Диалог с Абрамом Эфросом

Авторы:

Глеб Поспелов, Глеб Поспелов

Номер журнала:

№1/2006

Пушкинская тема – в ее связи с изобразительным искусством – стала постоянной в журнале. До сих пор публиковавшиеся нами исследования носили атрибуционный характер. Статьи этого номера вписывают творчество А.С. Пушкина – графическое и поэтическое – в контекст искусства его времени.

Шахматы Фаберже

Авторы:

Юрий Авербах, Юрий Авербах

Номер журнала:

№2/2005

В самом начале 1990-х годов, просматривая книгу «Иллюстрированный путеводитель по миру шахматных фигур» известного английского коллекционера шахмат Виктора Китса, в главе, посвященной русским шахматам, я натолкнулся на описание шахматной доски, выполненной знаменитой ювелирной фирмой Фаберже. Одни ее квадраты выложены темным сибирским нефритом, другие – бледно-абрикосовым серпентином. Доска заключена в литую серебряную раму, на одной стороне которой выгравировано по-русски: «Горячо любимому и дорогому начальнику генерал-адъютанту Куропаткину на память о Маньчжурии в 1904–1905 г. от преданных и благодарных ему». Не скрою, именно эта надпись заставила провести расследование, с результатами которого я и хочу познакомить читателя.

Швейцарские впечатления

Авторы:

Валентина Марголина, Валентина Марголина

Номер журнала:

№3/2005

А.Н. Бенуа. Пейзаж с монастырем. Лугано. Около 1908. Карт., гуашь, пастель, граф. карандаш. 52,5х71. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Это было счастливое время, когда в Швейцарии могли оказаться все: художники и поэты, ученые и исследователи, университетские профессора и гувернантки со своими подопечными. Каждый искал (и находил) новые впечатления, отдохновение от суеты больших городов. Творческая натура не могла отказать себе в удовольствии оставить короткие заметки или этюды. Не были исключением члены большой семьи Бенуа–Лансере–Серебряковых и их сотоварищ по художественному объединению «Мир искусства» Мстислав Добужинский.

Это все — о нас. Беседа Елены Степанян с Мюдом Мечевым

Авторы:

Елена Степанян, Мюд Мечев, Елена Степанян, Мюд Мечев

Номер журнала:

№4/2004

Евангелие и искусство — одна из «вечных тем» искусствознания. Она стала предметом беседы с известным графиком, народным художником России Мюдом Марьевичем Мечевым. Уже пятнадцатый год М.М. Мечев, замечательный художник-интерпретатор «Калевалы» и «Повести временных лет», работает над иллюстрированием Новозаветного канона. Мастером созданы циклы рисунков к Четвероевангелию; не так давно он приступил к Деяниям апостолов. Мы беседуем втроем — Мюд Мечев, его жена, культуролог Ольга Хлопина и я, — рассуждаем, спорим о том, может ли евангельская тема быть столь же распространенной, столь же свободно нтерпретируемой, как и все другие темы, в искусстве.

 

The English version site

Russian Fine Art magazine: <a href='/'>www.russianartmagazine.com</a>

Please visit RussianArtMagazine for the English version of our magazine.

«Романтики реализма»

?Романтики реализма?

20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre

Volkhonka Fine Arts Centre

Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 ? 1964). ?Самаркандия?

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале

В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».

Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года