Подарок Великого князя

Во втором номере журнала «Русское искусство» была опубликована статья Л.В. Казаковой «Императорский фарфоровый завод. Приношение Санкт-Петербургу». В ней речь идет о высочайших достижениях русских мастеров в «фарфоровом столетии» — ХVIII и начале ХIХ века. Но и в 60-80-е годы ХIХ века искусство Императорского фарфорового завода оставалось непревзойденным....

В семье москвича Рафаэля Григорьевича Каламкарова, старого военного, участника Великой Отечественной войны, хранится пасхальное яйцо с прелестной миниатюрой, изображающей святую Екатерину. Святая представлена в состоянии покаянного смирения, готовности принять смерть (деталь орудия пыток указывает на мученическую кончину христианки). Руки св. Екатерины сложены в молитвенном жесте. При создании композиции автор, несомненно, вдохновлялся образами западноевропейской религиозной живописи XVIII — первой половины XIX века. Миниатюра отличается нежностью и теплотой цветовой гаммы, тонкостью исполнения: мастерски выявлена фактура шелкового головного убора, показана прозрачность легкой накидки на плечах св. Екатерины. Над изображением имеется надпись: «св-ая Екатерина»; внизу инициалы: «Н.Л.». Тот факт, что художник поставил на миниатюре свои инициалы, позволяет отнести «святую Екатерину» к лучшим по качеству исполнения пасхальным яйцам Императорского фарфорового завода.

Такие яйца, называемые «с живописью святых», были самыми дорогими. Они делались по заказу императорской фамилии. Известно, что они распределялись по заказчикам следующим образом: великим князьям к каждой Пасхе полагалось получить для раздачи (то есть для христосования) лишь по три яйца «с живописью святых» и по сто штук «обыкновенных» (с цветами и орнаментами). В 1860-1880-х годах на Императорском фарфоровом заводе к каждой Пасхе изготавливалось 140 яиц «с живописью святых». Сто из них предназначались государю императору и государыне императрице, сорок — великим князьям.

Согласно семейным воспоминаниям Каламкаровых, пасхальное яйцо с изображением святой Екатерины (и рождественской звезды в центре золотого декора на оборотной стороне) было подарено Великим князем Георгием Александровичем (1871-1899), вторым сыном Александра III (с 1894 года наследником-цесаревичем), его крестнице Екатерине Артемьевне Каламкаровой, дочери директора почты грузинского городка Абас-Туман (позже — директора почт Варшавы) Артемия Никитича Каламкарова, брата дедушки нынешнего владельца предмета Рафаэля Григорьевича. Последние годы жизни Великий князь Георгий Александрович жил в своем дворце, находящемся в парке Абас-Тумана, где и скончался 28 июня 1899 года, всего 28-ми лет от роду.

Со старых фотографий смотрят на нас красивый немолодой армянин в мундире и при орденах — Артемий Никитич Каламкаров, его жена Айкандухта Сергеевна в национальном костюме; их дети — два маленьких сына, наряженные как джигиты, и крохотная дочка в огромном кружевном чепце. Она же на руках отца, совсем малютка в пышном белом платьице, в парке Абас-Тумана. После крещения Катеньки прошло каких-нибудь два-три месяца....

Неисповедимы судьбы людей и вещей. Ранняя смерть, возможно, избавила Великого князя Георгия Александровича от страшной судьбы его родных в 1918 году. Семья Каламкаровых оказалась в Польше...

А пасхальное яйцо, пережив их всех, вернулось в Россию грустным и трогательным напоминанием о том, как умирающий от чахотки русский цесаревич крестил маленькую армяночку во имя святой Екатерины...

 
А.С. Каламкарова с детьми
А.С. Каламкарова с детьми
Великий князь Георгий Александрович (1871-1899)
Великий князь Георгий Александрович (1871-1899)
Яйцо пасхальное <Святая Екатерина>. 1860-1880-е гг. Оборотная сторона. Из коллекции Р.Г. Каламкарова. Публикуется впервые
Яйцо пасхальное <Святая Екатерина>. 1860-1880-е гг. Оборотная сторона. Из коллекции Р.Г. Каламкарова. Публикуется впервые
Яйцо пасхальное \
Яйцо пасхальное \"Святая Екатерина\". 1860-1880-е гг. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. Из коллекции Р.Г. Каламкарова. Публикуется впервые
А.Н. Каламкаров
А.Н. Каламкаров
А.С. Каламкарова
А.С. Каламкарова
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года