Шахматы Фаберже

В самом начале 1990-х годов, просматривая книгу «Иллюстрированный путеводитель по миру шахматных фигур» известного английского коллекционера шахмат Виктора Китса, в главе, посвященной русским шахматам, я натолкнулся на описание шахматной доски, выполненной знаменитой ювелирной фирмой Фаберже. Одни ее квадраты выложены темным сибирским нефритом, другие – бледно-абрикосовым серпентином. Доска заключена в литую серебряную раму, на одной стороне которой выгравировано по-русски: «Горячо любимому и дорогому начальнику генерал-адъютанту Куропаткину на память о Маньчжурии в 1904–1905 г. от преданных и благодарных ему». Не скрою, именно эта надпись заставила провести расследование, с результатами которого я и хочу познакомить читателя.

Алексей Николаевич Куропаткин родился в 1848 году, т. е. был почти ровесником Карла Фаберже. Окончил Павловское военное училище, а позднее академию Генерального штаба. Служил в войсках в Туркестане, участвовал в завоевании Средней Азии, в частности, в присоединении к Российской империи Кокандского ханства. Затем принимал участие в экспедиции французских войск в Сахару. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов был ближайшим помощником командующего русскими войсками генерала Скобелева. Отличился в целом ряде сражений и был тяжело ранен. Став героем этой войны, приведшей к освобождению Болгарии от турецкого ига, быстро продвигался по службе. В 1898 году был назначен военным министром. Провел целый ряд важных для русской армии преобразований. Был категорически против активных военных действий на Дальнем Востоке. По иронии судьбы, именно Куропаткину пришлось возглавить наши войска в войне с Японией.

Владимир Набоков, которому в то время было пять лет, позднее вспоминал: «Меня вывели из детской вниз, в отцовский кабинет, показаться генералу Куропаткину, с которым отец был в коротких отношениях. Желая позабавить меня, коренастый гость высыпал рядом с собой на оттоманку десяток спичек и сложил их в горизонтальную черту, приговаривая: «Вот это – море в тихую погоду». Затем он быстро сдвинул углом каждую чету спичек так, чтобы горизонт превратился в ломаную линию, и сказал: «А вот это – море в бурю». Тут он смешал спички и собрался было показать другой – может быть лучший – фокус, но нам помешали. Слуга ввел его адъютанта, который что-то ему доложил. Суетливо крякнув, Куропаткин, в полтора, как говорится, приема встал с оттоманки, причем разбросанные на ней спички подскочили ему вслед. В этот день он был назначен Верховным Главнокомандующим Дальневосточной армии» (1).

Как известно, эта война, крайне непопулярная в народе, сложилась для России неудачно. После поражения под Мукденом Куропаткин был снят с поста главнокомандующего. Как раз в то злосчастное время сослуживцы, «преданные и благодарные», преподнесли Алексею Николаевичу драгоценный подарок – шахматы Фаберже, выразив тем самым доброе к нему отношение.

Во время Первой мировой войны Куропаткин сначала командовал корпусом, затем армией, фронтом. Однако особых успехов Куропаткин не имел. В 1916 году его отправили туда, где он начинал свой боевой путь, – в Туркменистан и назначили генерал-губернатором. В апреле 1917 года по требованию Ташкентского совета рабочих и солдатских депутатов Куропаткина арестовали и отправили в Петроград, но Временное правительство его освободило. Во время Гражданской войны он отверг предложение французского посла эмигрировать, и белогвардейцев – бороться против советской власти. И еще один фрагмент из воспоминаний Набокова: «Во время бегства отца из захваченного большевиками Петербурга на юг, где-то, снежной ночью, при переходе какого-то места, его остановил седобородый мужик в овчинном тулупе. Старик попросил огонька, которого у отца не оказалось. Вдруг они узнали друг друга»(2). Это был генерал Куропаткин. До конца жизни (3) Алексей Николаевич преподавал в сельскохозяйственной школе, которую основал в бывшем своем имении в Псковской губернии.

Так сложилась судьба А.Н. Куропаткина. А какова «судьба» шахмат Фаберже, подаренных генералу?

Но сначала несколько слов о семье и фирме Фаберже.
Предки Фаберже – французы, покинувшие родину в XVII веке. Семья поселилась в Пярну (Эстония), в начале XIX века перебралась в Петербург, где в 1842 году глава фирмы Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую и магазин. Славу фирме принес его старший сын Карл. Он не только получил блестящее художественное образование у лучших мастеров ювелирного дела в Германии, Англии, Франции и Италии, но и овладел различными техническими приемами ювелирного искусства. Некоторое время Карл работал реставратором в Императорском Эрмитаже, что позволило ему также изучить приемы старых мастеров и стилистические особенности изделий разных эпох. Именно 24-летний Карл после смерти отца стал продолжателем семейного дела. Человек высокой культуры, с тонким художественным вкусом, богатой творческой фантазией и хорошим знанием технических приемов, он внес много нового в ювелирное искусство России. К тому же, говоря современным языком, Карл оказался прирожденным менеджером. Он привлек в свою фирму первоклассных художников и талантливых ювелиров, имевших собственные небольшие мастерские, причем каждый из них сохранял свое собственное клеймо. Тщательно подобрав штат, Карл Фаберже впервые начал использовать в своих изделиях полудрагоценные камни, добываемые в основном на Урале, в Сибири и на Кавказе. Нефрит, жадеит, малахит, лапис-лазури, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, различные яшмы, родонит, обсидиан, кварц, аквамарин, всевозможные агаты красиво сочетались в ювелирных изделиях Фаберже с драгоценными алмазами, сапфиром, рубином, изумрудом и жемчугом. Совершенно новым словом в ювелирном искусстве стали небольшие фигурки из тех же драгоценных и полудрагоценных камней, настоящие миниатюрные скульптуры из камня с глазами из сапфира или алмаза.

Особенно прославили фирму Фаберже изделия с эмалью, в частности, знаменитые яйца с сюрпризами, которые на Пасху дарили друг другу члены императорской семьи. Безусловно, авторитет Фаберже подняло присвоение звания поставщика двора его императорского величества. Его называли «русским Бенвенутто Челлини». К началу ХХ века фирма Фаберже превратилась в большое предприятие с филиалами в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. На нем работали свыше 500 человек. Стоит отметить, что Фаберже выпускал не только уникальные высокохудожественные произведения, но и различные предметы повседневного обихода: столовые наборы, портсигары, шахматы и другие подобные изделия.

Когда началась Первая мировая война, интерес к продукции Фаберже, естественно, упал. Судьба фирмы после Октябрьской революции трагична. Работавшие для «эксплуататоров» мастерские были разгромлены. В 1918 году Карл Фаберже уехал сначала в Германию, затем в Швейцарию, где умер в 1920 году. Его сыновья, перебравшись в Париж, пытались восстановить славу фирмы, но все произведенное ими было лишь слабым повторением того, что когда-то создавалось в России. Вывезти за границу им практически ничего не удалось. Многие изделия, а также ценности были переданы на сохранение доверенным лицам, а также родственникам и пропали (4). В 1920 – 30-е годы часть коллекции Фаберже, оказавшаяся на государственном хранении, распродавалась на аукционах, разными путями «утекала» за рубеж (5).

В итоге из почти двухсот тысяч ювелирных изделий, созданных фирмой Фаберже за 75 лет существования, в российских музеях сейчас насчитывается не более тысячи. А огромная часть произведений с клеймом «Фаберже» украшает заграничные музеи и частные коллекции. Для того чтобы узнать, какова дальнейшая судьба шахмат Фаберже, подаренных генералу Куропаткину, я связался с В. Китсом, автором книги о них. В его коллекции более пятисот комплектов шахмат, но шахмат Фаберже не оказалось. Не мог вспомнить он и о том, где получил эту информацию. Я опросил нескольких других европейских коллекционеров, но результат был тот же.

В 1994 году, во время проведения в Санкт-Петербурге конгресса «Chess Collectors International» – международной организации, объединяющей коллекционеров и историков шахмат, мне повезло. Когда я обратился с волнующим меня вопросом к первому, а ныне почетному президенту этой организации доктору Джорджу Дину (США), он с улыбкой ответил: «Вы угадали. Эти шахматы – одна из жемчужин моей коллекции!» Д-р Дин оказался обладателем не только доски, но и всего набора шахматных фигур, также производства Фаберже. Белые фигуры были вырезаны из рыжеватого кварца в тон к бледно-желтым полям доски, черные – из темной калганской яшмы. Подставки, на которые крепился камень, сделаны из литого орнаментированного серебра. Весь комплект фигур с доской выглядел очень эффектно. Впрочем, наряду с клеймом Фаберже, на дне подставок фигур можно было прочесть две буквы: ЯА, т. е. их создал мастер, имевший собственное клеймо. Удалось установить его имя – Ялмар Армфельд. Он работал для фирмы Фаберже с 1904-го по 1916 год. Это позволило определить примерную дату изготовления шахмат: 1904–1905 годы. В 1996 году на конгрессе «Chess Collectors…» в Вашингтоне меня ждала приятная неожиданность – когда после моего доклада о шахматах Фаберже один из старейших коллекционеров США Давид Хаффлер сообщил: «Наверное, Вам будет интересно узнать, что у меня тоже есть шахматы Фаберже. Они называются «Ассирийцы против египтян».

В книге Китса я видел черно-белую фотографию этих шахмат, но без указания, где они находятся и кому принадлежат. Когда в прошлом году к вернулся к теме шахмат Фаберже, оказалось, что Давид Хаффлер скончался. Встретившись через два года на конгрессе коллекционеров шахмат в Мадриде с доктором Дином, я узнал, что и второй комплект Фаберже теперь тоже у него. Спустя некоторое время он прислал мне дискету с изображением фигур этого комплекта. На коробке, в которой находились фигуры, была надпись: «К. Фаберже Петроград». Это означало, что фигуры изготовлены не раньше 1915 года, так как именно тогда Санкт-Петербург был переименован в Петроград. У фигур этого набора выгравированы те же буквы ЯА, что означало: их создателем является тот же самый мастер Ялмар Армфельд. Поскольку в 1916 году он уехал к себе на родину, в Финляндию, датой изготовления второго комплекта шахмат можно считать 1915 год.

Этот комплект, созданный уже во время Первой мировой войны, разительно отличался от первого, фигуры которого воплощены в «мягких» пластических формах. Фигуры первого комплекта, за исключением коня, абстрактные, они ничем не напоминают, что шахматы – это игра военная. Фигуры второго комплекта конкретизированы – здесь ассирийские воины во главе с царем выступают против египетских воинов во главе с фараоном. Тема «Ассирийцы против египтян» была, вероятно, подсказана тем, что как раз в конце XIX – начале XX века в Месопотамии производились раскопки, значительно расширившие сведения о древней истории этих мест, в частности, о многолетнем соперничестве Ассирии и Египта, которое в 671 году до нашей эры привело к тому, что ассирийский царь Асар-хоттон завоевал на некоторое время Египетское царство. В то время, когда вся Европа оказалась охвачена пожаром Первой мировой войны, обращение к теме войн двух некогда могущественных государств древности, видимо, было не случайным.
. Но какой путь «прошли» оба комплекта шахмат, прежде чем оказались в Америке? Вопрос остается открытым…

Примечания

1. В.В. Набоков. Другие берега. Л., 1991. С. 31.
Здесь Набоков неточен. Куропаткин сначала был назначен командовать Маньчжурской армией, а главнокомандующим он стал только через восемь месяцев.
2. В.В. Набоков. Другие берега. Л., 1991. С. 31.
3. А.Н. Куропаткин умер в 1925 году.
4. В нашей стране до сих пор ходят легенды о кладах Фаберже. Несколько лет назад один такой клад был найден при разборке здания на Солянке, в Москве.
5. Приведем несколько примеров. Арманд Хаммер – американский бизнесмен, поставлявший в Россию пшеницу, получил право вывозить из страны произведения искусства, включая работы Фаберже. (Кстати, в Москве Хаммер жил в особняке Фаберже, в котором оставалось много картин, фарфора и изделий фирмы.) Это дало ему возможность открыть в Нью-Йорке галерею «Сокровища Русской империи».
В 1927 году зять и деловой партнер хозяина ювелирного магазина Вартского в Лондоне, пообщавшись с советским представителем в Париже, вывез оттуда огромный чемодан ювелирных изделий, после чего «Вартский» стал европейским центром по продаже произведений Фаберже. Несколько позже подобный центр открылся в Нью-Йорке.

 
Клеймо фирмы Фаберже (после 1915)
Клеймо фирмы Фаберже (после 1915)
Клеймо фирмы Фаберже
Клеймо фирмы Фаберже
Шахматный комплект Фаберже \
Шахматный комплект Фаберже \"Ассирийцы против Египтян\"
Клеймо фирмы Фаберже (до 1915 г.)
Клеймо фирмы Фаберже (до 1915 г.)
Клеймо мастера Ялмара Армфельда на шахматных фигурах
Клеймо мастера Ялмара Армфельда на шахматных фигурах
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года