«Авиацентропульт» – романтическая мечта-фантазия 30-х годов

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор, нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор…», – эти слова «Марша авиаторов» неслись из всех репродукторов во время популярных в 1930-е годы авиационных праздников.

В это время людей неодолимо влечет небо. Тренировочные полеты, прыжки с парашютом являются в 30-е годы не только распространенным видом спорта, но обозначают новые жизненные масштабы, открывшиеся возможности в деле покорения человеком природы. Повсеместно организовываются аэроклубы, и в их деятельности как бы реализуется мечта о широком распространении воздушного транспорта. Интересно, что именно с небесными дорогами связаны наиболее дерзновенные транспортные фантазии урбанистов-футурологов.

Именно к таким фантазиям принадлежит проект диковинного сооружения – «Авиацентропульт», созданный конструктором Иваном Аристарховичем Наумовым в конце 1930-х годов на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Проект, переданный Государственному музею архитектуры им. А.В. Щусева дочерью изобретателя Ольгой Ивановной Наумовой, интересен тем, что отразил дух романтических идей эпохи 30-х годов.

«Моя цель одна: быть человеком для человечества, посвятить свою жизнь творчеству и отдать всю энергию и способности для блага народа», – писал молодой комсомолец Наумов в заводской многотиражке. Мысль о создании «Авиацентропульта» родилась у него еще в 1934 году, когда изобретатель работал над усовершенствованием запуска планеров и их посадкой. Без буксировки самолетом невозможно было обеспечить запуск планера с ровной местности, даже на небольшую высоту. Поскольку из-за отсутствия средств в местном аэроклубе невозможно было тогда внедрить в жизнь придуманный агрегат, Наумов продолжал дорабатывать свое изобретение, приспосабливая его для других целей.

В результате к 1939 году был разработан проект сооружения, который мы сейчас назвали бы «многофункциональным комплексом». Высокая ребристая башня-цилиндр имела на определенной высоте специальную платформу, к которой должны были подвешиваться легкомоторные самолеты. Она могла использоваться как для учебно-технических, так и культурно-развлекательных целей. Это мнение было отражено в заключениях, которые сделали специалисты из Инженерно-строительного института и Государственного завода им. Орджоникидзе в Нижнем Новгороде. Отмечалось, что сооружение может быть использовано для первоначальной подготовки пилотов. За неимением летной площадки оно способно было заменить аэродром и разрешить проблему создания легкомоторных самолетов (так как большая мощность мотора в основном требуется для отрыва самолета от земли, то есть для создания подъемной силы). При достаточных размерах данного сооружения оно могло служить базой для заправки самолетов буквально «на лету» – во время стыковки с этим «агрегатом». Значительная высота позволяла использовать для размещения на ней радиостанций и метеорологических служб. Эксперты считали также, что архитектурно-монументальное сооружение могло использоваться и в культурных целях, к примеру, в Парке культуры и отдыха для организации авиааттракционов, а также для размещения различных административно-хозяйственных и культурно-учебных служб.

Интересно, что во внешнем облике «Авиацентропульта» прослеживается несомненное влияние архитектуры запроектированного Дворца Советов в Москве, изображение которого тиражировалось по всей стране. Сооружение, состоящее их двух разных по диаметру цилиндрических форм, являлось, по замыслу автора, постаментом для скульптуры Валерия Павловича Чкалова, знаменитого летчика, погибшего в 1938 году. Специалисты завершали свое Заключение следующими словами: «Данное изобретение… будет иметь не только оборонное и народно-хозяйственное значение и явится весьма рентабельным средством для перечисленных целей, но оно еще в силу своей особой архитектуры… может быть исключительно грандиознейшим всемирным историческим дворцом авиационной культуры».

Но этому проекту, как и проекту Дворца Советов, не суждено было воплотиться в жизнь. Он занял свое место в фондах Музея архитектуры как своеобразный памятник эпохи.

 
И.А. Наумов. Проект \
И.А. Наумов. Проект \"Авиацентропульта\"
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года