«Счастливая звезда» придворного живописца в России
Авторы:Людмила Маркина, Людмила Маркина

№3/2006


1 октября 1710 года в Вене художник Иоганн Готфрид Таннауер подписал договор, заключенный с ним по поручению русского двора бароном Урбихом. По взаимной договоренности, Таннауер соглашался за сумму 1500 гульденов «службу его царского величества принять, и его величеству живописью портретов больших и малых в миниатюре, имея искусство в обеих, наилучшим моим художеством служить» (1). При этом оговаривалось право Таннауера покинуть Россию в случае, если «его работа не будет угодна или обычай земли и воздух не позволят ему далее оставаться». Тогда художник вряд ли осознавал свою почетную миссию: ему было суждено стать первым в русской истории придворным живописцем.

Храмы династии Романовых в Крыму
Авторы:Людмила Ширяева, Людмила Ширяева

№3/2006


Династия Романовых оставила яркий след в экономической и культурной ижизни Крыма. Под началом Романовых прокладывались дороги, развивалось виноделие, строились электростанции. Дворцово-парковые ансамбли Александра III в Массандре, Николая II в Ливадии, дворцы наследника-цесаревича в Саках, великих князей в имениях «Харакс», «Дюльбер», «Кичкине» являются уникальными архитектурными памятниками второй половины XIX – начала XX века.

Неизвестная провинция
Авторы:Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Анна Павлова, Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Анна Павлова

№2/2006


Изучение архитектуры русской провинции существенно меняет сложившиеся представления об истории отечественного искусства – так считает Георгий Смирнов, заведующий отделом Свода памятников художественной культуры Государственного института искусствознания.

«Ахтырское гнездо» в стиле ампир
Авторы:Лариса Черкашина, Лариса Черкашина

№2/2006


Славный век подмосковного имения Ахтырка, как и память о нем, померкли близ знаменитого соседнего Абрамцева. Так и осталось фамильное гнездо князей Трубецких в тени аксаковской, а потом и мамонтовской прославленной усадьбы.

Сергиев Посад Константина Юона и Владимира Соколова
Авторы:Татьяна Смирнова, Татьяна Смирнова

№2/2006


«Сильно взволновали меня красочные памятники этого сказочно прекрасного городка, исключительного по ярко выраженной русской народной декоративности».
Константин Юон

Провинция «мирискусников»
Авторы:Павел Павлинов, Павел Павлинов

№2/2006


Изучение русской провинции отечественными и зарубежными художниками, начавшееся еще в эпоху Средневековья и отраженное, например, в иконописи XVII века, активизировалось на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Рассматривая наследие мастеров того времени, можно констатировать, что среди них не было ни одного равнодушного к «провинциальной» теме.

Батальная картина в эпоху историзма
Авторы:Ольга Морозова, Ольга Морозова

№4/2005


625 лет назад, 8/21 сентября 1380 года состоялось одно из самых славных сражений в истории России – Куликовская битва. На протяжении вот уже нескольких столетий, начиная с периода Древней Руси, это событие находит отражение в искусстве. В последней четверти ХIХ века сюжет Куликовской битвы неоднократно включался в программы живописного оформления интерьеров общественных учреждений, в том числе – Исторического музея в Москве.

История войн XIX века в зеркале графического искусства
Авторы:Рафаил Штеренгарц, Рафаил Штеренгарц

№4/2005


Военная тема – одна из приоритетных в собрании Рафаила Яковлевича Штеренгарца, вице-президента Клуба любителей графики. Коллекционер посетил редакцию, где состоялась наша беседа с ним. Ответы Штеренгарца на поставленные нами вопросы мы публикуем как монолог автора.

Архитектурные замыслы Николая I в столице и усадьбе
Авторы:Анастасия Лосева, Анастасия Лосева

№2/2004


Вторая четверть XIX века — это блестящая эпоха в архитектуре северной столицы. Именно на протяжении этого периода создаются ансамбли главных петербургских площадей — Дворцовой и Сенатской, практически заново после пожара строится Зимний дворец, формируется современный облик Невского проспекта, возводится Исаакиевский собор. Строительство ведется в тех «ключевых местах», которые определяют классицистически ясный, торжественно-официальный образ Петербурга. В это же время в «главном» пригороде столицы, Петергофе, строятся камерные неоготические усадьбы и ансамбли эклектики. Связующим звеном этих, казалось бы, противоречащих друг другу линий развития архитектуры является фигура заказчика — императора Николая I.

Белое, черное, серое...
Авторы:Ольга Хлопина, Ольга Хлопина

№2/2004


На этих страницах – Петербург без имперского блеска, город, строгий образ которого как бы соткан из света и тени. Этот образ культуролог Ольга Хлопина запечетлевает в фотоработах, которые можно назвать «фотографикой», так как по готовому отпечатку автор работает кистью и белилами, убирая «лишнее».

Визуальная книжная Россика Нью-Йоркской публичной библиотеки
Авторы:Хи Кван Ю, Эдвард Касинец, Елена Коган, Хи Кван Ю, Эдвард Касинец, Елена Коган

№4/2004


Нью-Йоркскую публичную библиотеку называют библиотекой-музеем. В ней, как, впрочем, и в некоторых других крупных библиотеках мира, хранятся, помимо книг, картины, эстампы, гравюры известных и малоизвестных мастеров, полученные в дар вместе с книгами. Здесь находятся и накопленные за 150 лет богатейшие русскоязычные коллекции. Выставки на русские темы, организуемые библиотекой, всегда становятся важными культурными событиями и неизменно привлекают внимание публики.

Графика и рисунок в искусстве ХХ века
Авторы:Глеб Поспелов, Глеб Поспелов

№4/2004


Линия есть движение, «увековеченное» на поверхности листа.

Дом Перцова: архитектура и жизнь
Авторы:Дмитрий Перцев, Дмитрий Перцев

№1/2005


Москва — родина неорусского стиля в архитектуре — имеет единичные примеры его воплощения в таком типе здания, как доходный дом. Кто был заказчиком этих редких проектов, усложняющих и удорожающих строительство?

Книжное искусство: путь к типографике
Авторы:Валентин Лебедев, Валентин Лебедев

№4/2004


Художник, занятый книгой, должен обратить свое внимание первым долгом (и прежде всяких мыслей об орнаментировке) — на основные требования красоты в книге: на выработку формата, на качество, поверхность и цвет бумаги, на размещение текста в странице, на распределение и соотношение заполненных и пустых пространств, на шрифт, на пагинацию, на обрез, брошюровку: Книга может стать прекрасной без единого украшения, и, наоборот, все украшения не приведут ни к чему, если будут забыты эти основные требования.

Ландшафтная архитектура Москвы. Страницы истории
Авторы:Валентин Иванов, Валентин Иванов

№1/2005


Сегодня, как свидетельствуют публикации в прессе, в нашу жизнь и в архитектуру возвращается, хотя и с трудом, «природоподобие» или «ландшафтоподобие». Ландшафтная архитектура — самостоятельная отрасль художественной деятельности, созидающая образ среды с помощью природных элементов и в тесном взаимодействии с зодчеством, скульптурой, произведениями монументального и декоративного творчества. Одним из ярких этапов истории отечественной ландшафтной архитектуры Москвы являются 1930-50-е годы. Об этом периоде рассказывает Валентин Иванович Иванов, ученик архитектора Виталия Ивановича Долганова, принадлежавшего к поколению «пионеров» озеленения столицы, одного из создателей Парка культуры и отдыха им. Горького, Лужников, а также многих других московских парков, скверов и бульваров.

Московское метро — «Ода к радости»
Авторы:Ольга Костина, Ольга Костина

№1/2005


Московское метро уникально. Уникальна и его роль в создании мифологической картины развития советского искусства. Наряду с проектом Дворца Советов и каналом «Москва — Волга» московское метро стало репрезентацией образа социализма.

На берегу Фирвальдштетского озера
Авторы:Елена Бехтиева, Елена Бехтиева

№3/2005


Автор статьи делится с читателями размышлениями очевидца, которому прошлым летом довелось побывать в Центральной Швейцарии, на Фирвальдштетском озере.

Память московских столетий
Авторы:Дмитрий Швидковский, Дмитрий Швидковский

№1/2005


Историческое наследие Москвы передает с достойными удивления достоверностью и полнотой национальное своеобразие народов России. В нашей истории художественный облик Москвы оказывается константой, выражающей особенности русского характера, формировавшегося на протяжении веков. Росла Россия, увеличивалась Москва, происходили бунты и войны, но город продолжал хранить непреходящие черты своей памяти.

По поводу одного юбилея
К столетию «Союза русских художников»
Авторы: Григорий Стернин, Григорий Стернин

№1/2004


Едва заходит речь о каких-нибудь юбилеях, о крупных датах в истории отечественной художественной культуры, как сразу же выдвигаются два сакраментальных вопроса: выдержало ли испытание временем чествуемое явление искусства, достойно ли на самом деле теперешнего внимания празднуемое событие из прошлого нашей художественной жизни.

Российская Голгофа
Авторы:Евгения Кириченко, Евгения Кириченко

№2/2004


1 марта 1881 года в Петербурге произошло покушение на жизнь императора Александра II. Смертельно раненый бомбой, брошенной «метальщиком», император скончался. Массовое сознание не осталось безучастным к потрясшему Россию событию. Страну захватил шквал строительства храмов и часовен, посвященных памяти Александра II. Главным памятником стал храм, возведенный на месте трагедии. Получивший официальное название собора Воскресения Христова, он более известен под данным ему в народе именем Спаса на крови.

Русские художники в Швейцарии: от Матвеева до Бенуа ди Стетто
Авторы:Александр Тихонов, Александр Тихонов

№3/2005


История швейцарских архитекторов, художников и ювелиров, работавших в России, пишется почти уже целый век (1). Творчество русских мастеров в Швейцарии исследовано гораздо меньше. Эта статья – по сути первый опыт систематизации русских художников, посетивших Швейцарию после ее «открытия» Н.М. Карамзиным и поддавшихся искушению «живописной Натурой».

Русское искусство: зарубежные маршруты
Авторы:Андрей Толстой, Андрей Толстой

№3/2004


История творческих контактов России и Европы ведет начало с не столь давних времен. Путешествия иностранцев в Московию в XVI-XVII веках были нечасты, и по опубликованным запискам и путевым очеркам почти никак нельзя было судить о культуре и искусстве далекой неведомой страны. Зато благодаря этим свидетельствам любопытствующие европейцы могли узнать, что в Москве медведи если и бродят по улицам, то только на ярмарках, снег летом все-таки тает, да и долгая полярная ночь вовсе не на целый год погружает страну во мрак. Русские в Европу тогда ездили еще реже, и уж, конечно, не по художественным делам. Только в XVIII веке художники из России стали приезжать в европейские страны.

Санкт-Петербург: «формула красоты»
Авторы:Дмитрий Швидковский, Дмитрий Швидковский

№2/2004


Заложение Петром Великим Петербурга — факт беспрецедентный. В истории мирового градостроительства рубежа XVII и XVIII столетий это событие не с чем сравнивать. Ни одна из европейских стран ни на своей территории, ни в растущих колониях город такого масштаба тогда, около 1700 года, не пыталась основать. Тем более — новую столицу великой империи.

Сергей Дягилев и национальный романтизм
Авторы:Сергей Голынец, Сергей Голынец

№4/2004


Весной 1987 года кафедрой истории искусств Уральского государственного университета им. А.М. Горького (Екатеринбург) и Пермской государственной художественной галереей были организованы в Перми первые Дягилевские чтения и первая в нашей стране выставка, посвященная деятельности С.П. Дягилева. С тех пор чтения стали регулярными, объединяя отечественных и зарубежных исследователей изобразительного искусства, музыки, литературы и театра. В доме на Сибирской улице, где Сергей Павлович провел детские и юношеские годы и где ныне находится носящая его имя гимназия, открылась мемориальная гостиная. Пятые Дягилевские чтения вошли в 2003 году в состав международного Дягилевского фестиваля, организованного Пермским академическим театром оперы и балета им. П.И. Чайковского и собравшего выдающихся артистов и театральные коллективы Урала, Москвы, Санкт-Петербурга и Парижа. Программа фестиваля, намеченного на 2005 год, наряду с театральными мероприятиями, научными чтениями и выставками включает конкурс на памятник Дягилеву для города на Каме. В основе предлагаемой статьи — доклад, прочитанный на пятых Дягилевских чтениях.

Сохранить наследие
Авторы:Алексей Комеч, Алексей Комеч

№2/2005


Главная тема, которой посвящены все номера нашего журнала и все его материалы, – культурная память общества. Сегодня ей угрожают болезненные процессы: сокращается финансирование искусства и охраны исторических памятников, процветает массовая культура с ее сиюминутной окупаемостью. Мы обратились к директору Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации Алексею Ильичу Комечу с просьбой поделиться своими размышлениями на предложенную тему.

Театр и Живопись. Параллели крутого маршрута
Авторы:Нина Геташвили, Нина Геташвили

№1/2006


Необычайно интересную задачу – рассмотреть два вида искусства в их сближении – ставит перед собой автор статьи. Геташвили исследует некоторые наиболее яркие аналогии в развитии театра и живописи, существующих в едином культурно-историческом пространстве.

Убранство зданий московского модерна
Авторы:Алла Вершинина, Алла Вершинина

№1/2005


Стихийная природа Москвы рождалась в запутанной подвижности ее «элементов» — тупиков, домов, переулков, стен, оград. Это обусловило своеобразие городской среды, столь отличной от петербургской «бесконечности в бесконечность убегающих проспектов». Любовь к сочной, живописной детали, окрашивающая «уютное» пространство московских улиц особой эмоциональной жизнью, предполагала настоящее пиршество скульптурного убранства.

Швейцарский Петербург Петра I
Авторы:Александр Тихонов, Александр Тихонов

№2/2004


На протяжении двух с небольшим веков, с 1703 по 1918 год, швейцарские архитекторы, художники, ювелиры и фотографы строили, украшали, запечатлевали, одним словом, созидали Петербург. Начало этой традиции было положено в конце XV века в Москве их соотечественниками, когда Пьетро Антонио Солари и его сотоварищи, каменных дел мастера из деревень италоязычного швейцарского кантона Тичино, — «фрязины» — строили Кремль.


«Романтики реализма»
20 июня – 5 июля 2009
Выставочный Центр Санкт-Петербургского
Союза Художников
Ул. Большая Морская, д. 38

Volkhonka Fine Arts Centre
Дни работы Volkhonka Fine Arts Centre для публики:
вторник и четверг (с 12:00 до 20:00), суббота (с 11:00 до 20:00).
Билеты можно приобрести в кассах комплекса храма Христа Спасителя и на сайте kassir.ru.
Адрес: ул. Волхонка, 15

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Пресса о журнале
В марте 2009 года в двух ведущих российских газетах были опубликованы статьи о журнале «Русское искусство».
