Храмы династии Романовых в Крыму

А. Сальвиати. Мозаики в куполе храма Покрова Пресвятой Богородицы. 1887. Ореанда

Династия Романовых оставила яркий след в экономической и культурной ижизни Крыма. Под началом Романовых прокладывались дороги, развивалось виноделие, строились электростанции. Дворцово-парковые ансамбли Александра III в Массандре, Николая II в Ливадии, дворцы наследника-цесаревича в Саках, великих князей в имениях «Харакс», «Дюльбер», «Кичкине» являются уникальными архитектурными памятниками второй половины XIX – начала XX века.

Императорская семья внесла свой вклад в духовный облик Тавриды. В течение полувека под патронатом представителей разных поколений царствующего дома на южном берегу было возведено несколько храмов. Время сохранило четыре. Краткую историю создания и бытования храмов мы предлагаем вниманию читателей.

Самая ранняя по времени церковь в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня в Ливадии была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий российского императорского дома. Среди этих реликвий достаточно назвать икону Иверской богоматери греческого письма X века с восемнадцатью ликами пророков и святых в технике эмали с драгоценными камнями в ризе, присланную в XV веке царю Грузии греческим императором Маврикием, крест животворящего древа в золотом ковчежце, древний золотой крест с самоцветами и золотой цепью, эмалевый образ Николы чудотворца с каменьями, отбитый царем Ираклием у Али Магамет хана в XVIII веке. Помимо грузинских ценностей были и другие реликвии, например частица мощей Симеона-столпника в золотом ковчеге.

Земли Ливадии принадлежали потомкам архипелажских греков, которых пригласил в Крым Г.А. Потемкин. Затем генерал Ф. Ревелиоти эти земли частично купил, а частично захватил у греков, и в тридцатые годы XIX века продал графу Л.С. Потоцкому. Позднее, в 1861 году, угодья выкупило удельное ведомство, и Александр II подарил Ливадию государыне Марии Александровне. С этого времени царская семья стала приезжать сюда летом на отдых, началось активное строительство дворцов и других необходимых сооружений. Достаточно сказать, что в 60-е годы под руководством петербургского архитектора И.А. Монигетти было возведено около семидесяти построек. Воздвиженская церковь с одобрения Синода была заложена согласно высочайшему повелению и личному указанию императрицы и в 1866 году освящена епископом Таврическим Алексием в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и Константина Николаевича.

Строили храм из штучного инкерманского камня – и основные конструкции, и детали. Центральная часть представляет собой правильный куб, с восточной стороны к нему примыкает алтарь, с западной – притвор, переходящий в открытую веранду с навесом, которая соединяла церковь с дворцом. Внутреннее пространство организуют четыре мраморные колонны, на которых держится свод. Резной одноярусный иконостас из белого мрамора украшали две почитаемые местные иконы. Три входные дубовые двери с бронзовыми украшениями соединяли храм с другими помещениями. Одна из них вела из кабинета императора через ризницу в алтарь. Церковь имела своеобразную отопительную систему. В подвале была устроена жаровая печь, и тепло от нее поступало наверх через специально вделанные в полу душники.

Главные образы в храме написаны адъюнкт-профессором А.Е. Бейдеманом, второстепенные и орнаментальные росписи сделаны художником Р. Изелло по рисункам И.А. Монигетти. В алтарной части всю стену занимало изображение храмового праздника Воздвижения креста Господня с надписью о сооружении храма: «Лето от Рождества Христова господа нашего Иисуса Христа 1865 г. по повелению ея Императорского Величества государыни императрицы Марии Александровны храм сей построил зодчий И.А. Монигетти». Все изображения святых на стенах храма выполнены восковыми красками по древним оригиналам, найденным на Востоке и в римских катакомбах. Первоначально их было 30, позднее 50, в основном это святые, наиболее почитаемые царской семьей. На правой стене в мраморной раме в форме креста был расположен образ Александра Невского (1). На левой стороне располагались образ Спасителя на престоле, благоверного князя Александра Невского и Марии Магдалины в мраморном киоте с орнаментом (2).

Наружные фасады храма украшены тонко проработанными геометрическими орнаментами. На южном фасаде Александр II велел вделать в стену древние каменные плиты XII века с символическим изображением креста, которые в последнюю турецкую войну были поднесены в Тырново императору российским имперским комиссаром в Болгарии, князем Дондуковым-Корсаковым. На восточной стене вырезано славянской вязью: «Спаси господи люди твоя и проч.

Храм сей устроен в честь Воздвижения честного и животворящего Креста в лето от Р.Х. 1863 г.». Церковная утварь и облачения изготовлялись в Петербурге, Москве, Лондоне по рисункам И.А. Монигетти и Д.И. Грима. Е.В. Марков так характеризовал это сооружение: «Церковь при дворце крошечная, но изящная как игрушечка. Это образец византийско-русского стиля. Иконы писаны по золотому фону на старинный манер со всею сухостью формы и наивностью выражения старых византийцев и наших староверов: так уютно и так пристойно в этом совершенно русском храмике, обильном деревянного резьбою и цветными стеклами и гранеными лампадами» (3).

Звонница церкви по проекту Д.И. Гримма установлена в 1879 году под руководством архитектора А.Г. Венсана. Орнаменты на стенах звонницы вытесаны в камне крестьянином Орловской губернии Т. Костиковым. Рядом со звонницей стоит мраморная колонна, которую привезли по распоряжению великого князя Александра Александровича из крепости Рущук на Дунае. Она должна была напоминать о победе России в Балканской войне.

В конце 1880-х годов Крестовоздвиженская церковь в Ливадии была отреставрирована. Александр III поручил осмотреть храм и дать рекомендации по этому вопросу своему любимому художнику А.П. Боголюбову и профессору Д.И. Гримму. Храмовая икона Воздвижения креста, написанная А.Е. Бейдеманом клеевыми красками, со временем пришла в негодность. Академик А.А. Попов сделал копию с оригинала, и с нее была заказана мозаика известному итальянскому мозаичисту Антонио Сальвиати. В марте 1888 года мозаика была привезена и установлена. При строительстве нового большого дворца в Ливадии в 1910–1911 годах архитектор Н.П. Краснов внес очень деликатные изменения в облик храма. Он немного реконструировал западный придел, увеличив его объем, и перенес главный вход с севера на запад.

С этим храмом у семьи Романовых связано много событий. Здесь происходило миропомазание принцессы Алисы, будущей жены царя Николая II, и наречение ей нового имени Александры, здесь 25 октября 1894 года прощались с почившим императором Александром III. После революции церковь неоднократно грабили, все наиболее ценное в 20-е годы было вывезено в Москву центральной комиссией по изъятию церковных ценностей. В 1925 году в Ливадии устроили санаторий, купола и крест пустили в переплавку. В храме расположился красный уголок, все стены были закрашены краской, чтобы ничто не напоминало о доме Бога. Во время Великой Отечественной войны и позже там был склад. И только в 1991 году началось возрождение храма. Украинскими художниками проведена реставрация здания (на наш взгляд, не совсем удачная) восстановлены интерьеры, возобновилось богослужение.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен почти на двадцать лет позднее Крестовоздвиженскои церкви в другом имении царской семьи – в Ореанде. Земли Ореанды несколько раз переходили из рук в руки. В 1826 году их купил царь Николай I и подарил императрице Александре Федоровне. От нее имение перешло к сыну –великому князю Константину Николаевичу4. К этому времени дворец его матери сгорел и он решает построить церковь из материала развалин, считая такое решение «приличным и достойным памяти матушки». Князь очень любил Ореанду и называл ее «раем земным». Автор проекта – академик архитектуры А.А. Авдеев (5). В украшении церкви принимали участие известные в то время архитекторы и живописцы: вице-президент Академии художеств Г.Г. Гагарин, Д.И. Гримм, М.Н. Васильев, итальянский художник А. Сальвиатти. В 1884 году в день Покрова освятили закладку храма и водрузили на трех саженном шесте деревянный восьмиконечный крест, который осенял строительство до самого окончания. Камни, добытые из развала дворца, обтесывали по лекалам и шаблонам, одна треть их превращалась в отходы. Поэтому арки и своды решили делать из бетона (смесь щебня, гравия, песка с цементом). В стены было вставлено шесть мраморных крестов и это поначалу было единственным украшением храма (6). В его облике сплавляются мотивы грузинской, армянской храмовой архитектуры, берущее начало в византийском зодчестве.

Церковную утварь изготовляли в Москве и Петербурге. По просьбе князя эти изделия отправили курьерским поездом в Севастополь, а оттуда морем в Ялту. Среди присланных предметов была дарохранительница в виде модели церкви. По краям ее были вырезаны имена жертвователей и всего придворного персонала. Рано утром 2 октября 1885 года началось торжественное освящение храма (7).

Константин Николаевич писал о своем впечатлении так: «Должен сознаться, что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно и она делает впечатление, можно сказать, архаическое своей изящной и благородной простотой. Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех пиний... Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение» (8).

Проект оформления интерьера храма Покрова Пресвятой Богородицы делал Д.И. Гримм, картину на сюжет Покрова для полукупола писал М.Н. Васильев. Сначала были заказаны в Италии две мозаичные иконы с образами Спасителя и Покрова Богородицы для внешнего убранства по оригиналам Г.Г. Гагарина. Затем в Россию пригласили основателя и владельца мозаичной мастерской в Венеции Антонио Сальвиати (9).

Он приехал в Крым весной 1886 года. Трудами Саливати внутреннее пространство Покровского храма было обильно украшено мозаиками, которые привезли и установили весной 1887 года. До наших дней сохранились мозаичные изображения в куполе и на парусах: Спасителя-Эммануила, восьми апостолов, четырех евангелистов, восьми ангелов и византийские орнаменты. На задней стене частично сохранились «Рождество» и «Воскресение Христово». За мозаичные работы для этой церкви Сальвиати получил 500 тысяч золотом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала одним из лучших храмовых архитектурных памятников южнобережья. Его отличает удивительная согласованность всех частей, составляющих единый цельный ансамбль. Четкий ясный силуэт храма читается на далеком расстоянии и прекрасно смотрится со стороны моря. Изящные колонны галереи вокруг притвора связывают его с окружающей средой. Двухскатные кровли вторят конусовидным очертаниям купола. Невысокий цоколь приподнимает весь архитектурный объем над землей. Окрашенный в белый цвет храм кажется легким невесомым. Спокойные уходящие вверх формы приближают нас к небу, к Богу. Изображение храма Покрова можно увидеть на картине И.К. Айвазовского «Вечер в Крыму». Возле храма и сегодня стоит скамья, на которой по рассказам старожилов, любили сидеть вечерами главные герои повести А.П. Чехова «Дама с собачкой» – доктор Дымов и Анна Сергеевна, любуясь прекрасным видом Ялты.

В 1924 году церковь закрыли, устроили в ней склад, в 60-е годы едва совсем не снесли усилиями администрации санатория, на территории которого оказался храм. В 1993 году церковь отдали верующим. Из-за оползневых процессов здание находится в аварийном состоянии, поскольку нарушены основные конструкции, сместилась ось центрального барабана и храм «разъезжается». С храмом Святой Нины, построенном в имении великого князя Георгия Михайловича «Харакс» в Гаспре, связана удивительная семейная история. Этот храм освящен во имя святой Нины, небесной покровительницы старшей дочери князя княжны Нины Георгиевны, но имеет и другое освящение – в честь Преображения Господня.

Исследователь М.А. Земляниченко нашла в архивах документы, рассказывающие о драматическом событии. Маленькая княжна Нина в 1905 году тяжело заболела дифтеритом, немецкие хирурги сделали ей сложную по тем временам операцию и «преобразили», то есть спасли ее – именно 6 августа по старому стилю, в день Преображения Господня (по народному названию – в день яблочного Спаса)(10). Церковь построена по проекту архитектора Н.П. Краснова в 1908 году. Отделочные работы окончены в 1912-м. В облике храма отчетливо просматриваются византийские, грузинские и армянские архитектурные традиции. М.А.Земляниченко приводит конкретные «прототипы» на Кавказе – Ахпата и Гелатский храм (11).

Четко прорисованные неглубокие ниши на плоскости наружных фасадов и на гранях абсиды, обрамленные стройными арками, придают пластическую и декоративную выразительность. Храм сложен из местного известняка в виде штучных камней. Цельность его облика достигается пропорциональностью всех частей и единством материала, из которого выполнены и основные объемы (стены, крыша), и все детали. Скромный геометрический резной орнамент деликатно украшает внешний вид здания. Он отличается тонкостью и тщательностью обработки. Особую красоту храму придавал не сохранившийся до наших дней купол с восьмигранным шатровым покрытием на высоком барабане с изящным аркатурным поясом. Венчал храм каменный крест. Над входом располагались мозаичный образ Спаса (копия с иконы из домика Петра I в Петербурге) и образ святой Нины. При церкви была звонница. Как и в других храмах, здесь хранилось собрание икон. 8 сентября 1909 года Николай II посетил имение «Харакс» и оставил запись об этом: «Осматривал их дом, сад, маленькую церковь, помещения для свиты. Все красиво, просто, устроено со вкусом» (12). От убранства храма ничего не осталось. После революции его закрыли и новую жизнь он обрел только в 1990-ые годы.

Редким примером общественной благотворительности является храм святителя Николая в Массандре. Его возникновению предшествовало строительство необычной здравницы. В 1911году появилась идея строительства ведомственного военно-морского санатория. Для этого была выделена земля в Нижней Массандре (13). В 1913 году совершается закладка «морской санатории Ее Императорского Величества государыни императрицы Александры Федоровны». Эта здравница существовала под покровительством царской семьи, и каждый новый корпус получал имя кого-то из царских детей. В 1914 году был освящен первый «детский» корпус в честь великой княгини Ольги в присутствии Николая II и Александры Федоровны. При санатории проектируется церковь. И поскольку св. Николай всегда был покровителем моряков и путешественников, ее посвящают особо чтимому на Руси чудотворцу. Храм строился в основном на пожертвования, собранные среди чинов и служащих флота. Автор проекта – московский архитектор В.Н. Максимов, ученик академика А.В.Щусева, руководил строительством местный архитектор В.А. Кракау. Церковь была освящена 5 октября 1916 года в честь св. Николая и великомученицы Александры – небесных покровителей царской семьи.

Храм стоит на небольшом возвышении и своим цельным четким силуэтом выделяется даже среди разросшейся зелени парка. Монолитный объем здания, массивный вход с тяжелой деревянной дверью придают небольшому по размерам храму монументальность и даже величавость (14). Изящная луковичная главка с ажурным крестом и деликатный архитектурный декор смягчают некоторую тяжеловесность, «приземистость» объема, придают храму стройность. По настоянию архитектора В.Н. Максимова все иконы в интерьере храма были по времени не позднее XVII века. Подбором икон занималась комиссия во главе с профессором Ф.Я. Мишуковым, и собирали их преимущественно в Новгородской и Псковской губерниях.

После революции храм закрыли, сначала устроили там склад, потом морг, а затем и вовсе забросили. От внутреннего убранства ничего в нем не сохранилось. Возрождение Никольской церкви началось в 1992 году.

Из не дошедших до наших дней храмов следует отметить церковь Вознесения, построенную при Александре II в Ливадии для служащих, рабочих, солдат и местных жителей. Проект в византийском стиле был сделал А.Г. Венсан. Место выбирала сама императрица Мария Александровна. Фундамент заложили в мае 1872 года и через четыре года епископ Таврический и Симферопольский Гурий освятил храм в присутствии членов императорской семьи. Удельный архитектор В.А. Шретер предложил устроить крытую галерею по трем фасадам, и это позволило вдвое увеличить количество людей, помещавшихся в церкви. Здание было возведено из белого инкерманского камня с цинковым куполом и золоченым крестом, изящной звонницей с шестью колоколами над входом. Церковь была разрушена во время землетрясения в 1927 году.

Все сохранившиеся до наших дней храмы имеют как общие, таки отличительные черты. В целом они выдержаны в древнеправославных традициях. При этом в облике ливадийской церкви – в пропорциях, тонкости, ажурной архитектурного декора – очевидно влияние византийской архитектуры, ореандовская и гаспринская тяготеют в своей стилистике к армянскому и грузинскому средневековью, что проявляется в объемно-пространственной монолитности зданий, особенности силуэтных очертаний, в специфике орнаментов. Массандровская же церковь сочетает церты модерна с традициями новгородского-псковскому зодчества –характерными для северной архитектуры аскетичностью и строгостью форм, акцентированностью портала-входа. Все эти памятники отличает хороший художественный вкус, высокий уровень строительных и отделочных работ, мастерское оформление интерьеров и экстерьеров.

Церкви создавались для домашнего, семейного богослужения. Они имеют небольшие размеры и привлекают камерностью, соразмерностью, уютностью. Архитектурные образы храмов они отражают время, культуру и вкусы заказчиков и патронов, а история их создания – перипетии судеб семейства Романовых.

Примечания
1.
Изображение сопровождалось надписью:
«Александру, царю освободителю в память 19.02.1861г., работавшие при устройстве имения государыни императрицы Марии Александровны, благодарные за освобождение крестьян, усерднейшие подносят и молят Бога о даровании своему царю-освободителю счастия и долгих дней».
2. Надпись на стене гласила: «В память чудесного спасения царя-освободителя 4.04.1866г. усердием верноподданных жительниц Симферополя».
3. Марков Е.В. Очерки Крыма. Симферополь, 1995. С. 370.
4. Константин Николаевич был незаурядной личностью: управлял флотом в чине генерал-адмирала, руководил рядом комитетов, писал стихи, меценатствовал, но с 1881 года после смерти брата-императора остался не у дел и стал подолгу жить в Ореанде в небольшом пятикомнатном доме, который называли адмиральским.
5. А.А.Авдеев умер еще до начала работ и руководил стройкой полковник инженеров строительной части А. Чекалев. С апреля 1885 года начинается бурная стройка.
6. Оконные рамы были сделаны из белого каррарского мрамора, заказанного в Италии, в Ливорно. Стены внутри были оштукатурены и позднее украшены мозаиками. В крестовые рамы окон вставили желтые стекла и получился эффект освещения вечерним заходящим солнцем. Семь дверей из дубовых досок с железными петлями украсили оковками по рисункам Г.Г. Гагарина в византийском вкусе. Резной металлический крест, заказанный для храма, оказался непрочным, и на первое время на главу установили деревянный, сделанный Кубышко по рисункам Г.Г. Гагарина, а позднее его перенесли в алтарь. К 21 сентября были освящены колокола, укреплены на дубе рядом с храмом и опробованы. Из Херсонского монастыря выписали звонаря-«артиста» и этот монах два дня готовился к звону.
7. В церемонии участвовали ливадийский архимандрит Епифаний, отец Василий-иеромонах из Херсонесского монастыря, священник из Ялты — отец Александр, ливадийские певчие с регентом и хором мальчиков и девочек; гости князя: Милютин, Трепов, Врангель, рабочие, участвовавшие в строительстве – всего собралось до 200 человек, в самой церкви поместилось 150. Первая служба началась в половине одиннадцатого и продолжалась более двух часов. В дубовой роще устроили палатку с угощением на 80 человек для участников стройки. Великий князь подошел к ним, выпил за их здоровье и поблагодарил за усердную работу. Десятнику Е. Медведеву и подрядчику Дюкро князь вручил серебряные медали за усердие и уже после этого присоединился к своим гостям.
8. Краткий исторический очерк постройки церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореандовском имении государя великого князя Константина Николаевича на южном берегу. 1885. Стр. 17.
9. Сальвиати десять лет потратил на возрождение византийской мозаики, поиски состава смальт и технологию прочной и недорогой мозаики, в результате сумел открыть мастерскую и выполнял заказ на самые разные мозаичные работы по всей Европе. Его смальта имела широкий красочный спектр, мелкий модуль, что позволяло создавать очень выразительные художественные образы, близкие знаменитым византийским мозаикам.
Князь Константин хотел развивать производство мозаики в России, он советовался по этому поводу с Сальвиати, изложил свои идеи императору и министру двора И.И. Воронцову-Дашкову. Позднее мозаичная технология венецианского мастера была принята в Академии художеств и возглавил эту мастерскую профессор П.П.Чистяков. Его ученик А.Н.Фролов основал частную мастерскую и на специальном конкурсе 1895 года по оформлению храма Воскресения Христова на крови потеснил в заказах на мозаику фирму Сальвиатти.
10. 3емляниченко М., Калинин Н. Церковь Св. Нины и Преображения Господня. Крымский альбом. 2001. Феодосия. * М., 2002. С. 78.
11. Там же. С. 75.
12. Там же. С. 80.
13. Эти земли также как и Ливадия, и Ореанда первоначально принадлежали грекам, затем Г.А. Потемкин подарил их принцу Нассау-Зигену, от него они перешли к графине А.В. Браницкой, позднее к ее зятю М.С.Воронцову и, наконец, в 1889году куплены удельным ведомством. Это поместье было одним из самых крупных на южном берегу. Здесь как и в других имениях строится дворец, молочная ферма и другие сооружения.
14. С двух сторон от входной двери были помещены две мемориальные доски с текстом: «Во имя святого духа освящена сия церковь Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В присутствии отца Георгия, морского министра генерал-лейтенанта И.К.Григоровича, главного инспектора флота лейб-медика Г.О.Зуева, главного врача санатория б декабря 1916 г.»

 
Церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 1863–1866. Арх. И.А. Монигетти. Ливадия
Церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 1863–1866. Арх. И.А. Монигетти. Ливадия
А. Сальвиати. Мозаика в алтарной части церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 1866. Ливадия
А. Сальвиати. Мозаика в алтарной части церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 1866. Ливадия
Дворец Николая II. 1911. Арх. А.П. Краснов. Ливадия
Дворец Николая II. 1911. Арх. А.П. Краснов. Ливадия
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 1885. Арх. А.А. Авдеев. Ореанда
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 1885. Арх. А.А. Авдеев. Ореанда
А. Сальвиати. Фрагмент мозаики храма Покрова Пресвятой Богородицы. 1887. Ореанда
А. Сальвиати. Фрагмент мозаики храма Покрова Пресвятой Богородицы. 1887. Ореанда
А. Сальвиати. Апостол Петр. 1887. Мозаика. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Ореанда
А. Сальвиати. Апостол Петр. 1887. Мозаика. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Ореанда
Храм Св. Нины и Преображения Господня в Хараксе. 1908. Арх. Н.П. Краснов. Фотография. Гаспра
Храм Св. Нины и Преображения Господня в Хараксе. 1908. Арх. Н.П. Краснов. Фотография. Гаспра
Дворец Александра III в Массандре. 1902. Арх. М.Е. Месмахер
Дворец Александра III в Массандре. 1902. Арх. М.Е. Месмахер
Храм святителя Николая. 1916. Арх. В.Н. Максимов. Массандра
Храм святителя Николая. 1916. Арх. В.Н. Максимов. Массандра
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года