Визуальная книжная Россика Нью-Йоркской публичной библиотеки

Нью-Йоркскую публичную библиотеку называют библиотекой-музеем. В ней, как, впрочем, и в некоторых других крупных библиотеках мира, хранятся, помимо книг, картины, эстампы, гравюры известных и малоизвестных мастеров, полученные в дар вместе с книгами. Здесь находятся и накопленные за 150 лет богатейшие русскоязычные коллекции. Выставки на русские темы, организуемые библиотекой, всегда становятся важными культурными событиями и неизменно привлекают внимание публики.

Экспозиция под названием «Россия входит в мир: 1453-1825» (Russia Engages the World: 1453-1825), развернутая в двух больших выставочных залах библиотеки, открылась в октябре 2003 года и работала семь месяцев (вместо запланированных четырех — столь велик был интерес к выставке жителей Нью-Йорка и его гостей). Экспозиция была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга и 150-летию формирования коллекций Россики Нью-Йоркской библиотеки.

На выставке побывало более 100 тысяч посетителей. Люди шли знакомиться с историей России давних времен по экспонатам коллекций, причем самым впечатляющим на выставке был иллюстративный материал.

История Россики Нью-Йоркской публичной библиотеки — тема особая и очень обширная, многоплановая. В данной статье уместно напомнить, что собиралась Россика вдали от России, на другом континенте, но с осознанием и пониманием необходимости этого дела, при участии многих и многих людей. В коллекциях Россики немало рукописей и изданий, которые с полным основанием причисляются к книжным памятникам: обильно иллюминированные рукописи русского средневековья с ярко раскрашенными страницами, старинные и современные богато иллюстрированные подарочные и коллекционные издания, несколько сотен изображений в формате фолио, датированных XVIII и XIX столетиями, свыше 700 оригинальных альбомов, более 5000 снимков. Все они дают представление о больших и малых русских городах, сельских местностях, памятниках — в том числе культовых — искусства и архитектуры, народных типах, быте России. Собранные материалы, а также посвященные им издания — на русском, на многих европейских и восточных языках — хранятся в разных отделах библиотеки, но большая часть — в Славяно-Балтийском.

В 2000 году стартовал грандиозный проект «Галерея цифровой фотографии Нью-Йоркской публичной библиотеки» (New York Public Library Digital Gallery). Под его разработку и реализацию библиотека получила грант Национального Гуманитарного Фонда Америки (National Endowment for the Humanities). Тем самым было подчеркнуто общекультурное значение задуманного. Авторы проекта убедительно доказали не только необходимость сохранения визуального и текстового содержания редких и уникальных, малоизвестных или совсем неизвестных иллюстрированных материалов, но и потребность сделать эти материалы доступными для ученых и специалистов всего мира. Над реализацией проекта работает группа специалистов из 20 человек, владеющих методикой электронного кодирования, имеющих в распоряжении новейшие электронные машины. Доля участия Славяно-Балтийского отдела в этом проекте весьма значительна.

В чем смысл проекта? До сих пор библиотеки имели дело с традиционной, а с недавнего времени и электронной каталогизацией иллюстрированных изданий, но не с описанием каждой иллюстрации в книге, каждого изображения в альбоме. А наш проект нацелен именно на это. Для каждого изображения, будь оно внутрикнижное или внутриальбомное, разработана система электронного кодирования, оцифрования. Отбирались те рукописи и издания, изображения в которых, с точки зрения оригинальности, художественной ценности, редкости, заслуживают введения в систему онлайн. На первом этапе было отобрано приблизительно 1100 изданий большого формата по искусству и архитектуре из коллекций Славяно-Балтийского отдела и других отделов библиотеки.

Весь отобранный материал был условно, в соответствии с содержанием, разбит на пять групп. Первая — Археология и искусство. Сюда отнесены издания, среди которых, например, оригинальные акварельные зарисовки Ф.Г. Солнцева (1801-1892), печатавшиеся в знаменитом шеститомном издании «Древности Российского государства» (М., 1849-1853). На его страницах размещено 700 рисунков (они не переиздавались). Солнцев оставил заметный след в истории русского искусства. Он изучал и зарисовывал художественные памятники старины Москвы, Киева и многих других древних городов, принимал участие в их реставрации, срисовывал все то, что сохраняет память об укладе жизни, обычаях народов России — одежду, церковную и домашнюю утварь, оружие, даже конные сбруи. В Славяно-Балтийском отделе сделана роспись 326 оригинальных рисунков художника, большая часть которых оцифрована.

Не меньший интерес представляют изображения в «Собрании карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря» (СПб., 1851) археолога, графа А.С. Уварова (1828-1884/85), иллюстрации в посвященных искусству иконописи трудах историка и искусствоведа Н.П. Лихачева (1862-1936), составившего «Материалы для истории русского иконописания» (СПб., 1906), «Историческое значение итало-греческой иконописи: изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон» (СПб., 1911). Как известно, ученый собрал около полутора тысяч икон, купленных у него Николаем II в 1913 году за 300 тысяч рублей золотом и переданных в Русский музей.

Вторая группа — Архитектура и интерьер. Здесь выделены книги, содержащие иллюстративный материал, посвященный прежде всего строениям и комплексам культового назначения, включая литографированные виды горы Афон, описание греческих древностей графиком В.П. Орловым-Давыдовым (1809-1882) в его записках о пребывании на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году; интерьеры Храма святой Софии в Стамбуле Гаспара Фоссати (1809-1883). Его альбом «Храм св. Софии в Царьграде — Айя София в Константинополе» был издан в годы Первой мировой войны в Петрограде, в известной типографии Р. Голике и А. Вильбера. В нем — не только великолепно выполненные рисунки, но и рассказ о драматической истории христианской базилики, превращенной впоследствии в мечеть. Храм прославился как драгоценный и красивейший архитектурный памятник мира.

В этом же разделе — хромолитографии Зимнего дворца известного рисовальщика и живописца В.С. Садовникова (1800-1879). Ему принадлежат акварельные виды дворца с юга и запада, личных покоев Великих князей. Цветные хромолитографии помещены в издании «Царские палаты в Императорском Зимнем дворце» (СПб., 1858), посвященном Государю императору Александру Николаевичу.

Исторические события — третья группа, многочисленная и разнообразная. Сюда отнесены гравюры Алексея Зубова (1682-1751), изображающие события петровских времен. Известный мастер сумел соединить в своих произведениях традиции русского искусства XVII века и искусство западноевропейской гравюры. Он сохранил для потомства первые виды Петербурга и его окрестностей, рисунки кораблей молодого русского флота, образы Петра и его сподвижников, живые зарисовки быта и нравов. Изображенные им морские баталии положили начало жанру русской марины. В знаменитой «Книге Марсовой или Воинских дел» ему принадлежит 18 гравюр, в том числе 13 планов городов и крепостей, взятых русскими войсками в Северной войне. Один из лучших его рисунков — «Триумфальное шествие после Полтавы» (1711). В «виртуальную галерею» вошли прижизненно напечатанные рисунки Зубова.

Теперь станут широко доступными и иллюстрации из коронационных альбомов российских монархов, начиная от Анны Иоанновны. Среди них особо выделяются рисунки в альбоме, посвященном коронации императрицы Елизаветы Петровны, изданном в 1744 году в Санкт-Петербурге. В нем, помимо текста, 49 больших гравированных рисунков, выполненных лучшими граверами того времени (Х.А. Вортманом, Й.Е. Гриммелем, Г.А. Качаловым, И.А. Соколовым, Й. Стенгменом), изображающих императорские атрибуты власти, путь следования кортежа в Москву, шествие в собор, Грановитую палату Кремля и т. д. Подробно, мелко, но узнаваемо представлены гравированные изображения пира в кремлевской Грановитой палате по случаю коронации Екатерины II.

Люди и города — четвертая группа, включающая иллюстрации в книгах странствий по России как отечественных, так и иностранных путешественников, натуралистов. Среди них «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану» (СПб., 1802). Гидрограф и географ, основоположник полярной археологии Г.А. Сарычев (1763-1831) снабдил свой труд картами, планами, таблицами, но особую ценность имеют гравированные рисунки поселений, сцен из жизни северных народов, местные типажи. Оригинальные акварели, дополняющие описание Западного Урала натуралистом, географом и путешественником Петром Симоном Палласом (1741-1811), помещены в альбоме «Flora Rossica:» (Petropoli, 1784-1788).

В 1813 году был издан «Атлас к Путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». В нем помещено более 100 гравированных рисунков (рисовали Д. Горнер и Д. Тилезиус, а гравировали более десяти лучших мастеров, среди которых И. Колман, И. Ческий, А. Ухтомский и другие) и более 100 планов, карт и схем. Для оцифрования использованы иллюстрации в описании путешествия Крузенштерна, изданном на английском языке в Лондоне в 1813 году. В этой группе и рисунки, выполненные с натуры художником П.И. Балашовым, и «Собрания видов местностей острова Валаама:» (СПб., 1863), литографированные И.Е. Лапингом (храмы и монастыри, скиты, церкви, часовни, пещеры, скалы, водные просторы Ладоги — все изображения в цвете).

Многие отобранные издания, в том числе и альбом «Российский царственный дом Романовых» (1896) содержат портретные изображения. Недавно издательство «Три века истории» выпустило полное репринтное воспроизведение знаменитых «Русских портретов XVIII и XIX столетий» Великого князя Николая Михайловича. Тираж был всего 600 экземпляров. Теперь портреты из оригинальных изданий, имеющихся в коллекции библиотеки, оцифрованы и вскоре станут доступны для всех.

И последняя, пятая группа — Развлечения, в которой немало изданий с занимательными иллюстрациями, дающими представление о том, как россияне отдыхали и развлекались, например «A Picture of St. Petersburgh in collection of interesting views of the city, the sledges and people» (London, 1815) — популярные сатирические картинки (среди них — хрестоматийная «Как мыши кота хоронили», изображения русских бань, эротические зарисовки и др.).

Приведенные примеры — малая доля того, что оцифровано. Поисковая база созданного виртуального справочника составила приблизительно 4000 иллюстраций и 1000 сопутствующих текстов из наиболее редких книг по истории, искусству и архитектуре с большим визуальным содержанием.

Надо сказать еще вот о чем. Отбор изданий и выявление иллюстраций для оцифрования в некоторых случаях влечет за собой необходимость консервации, то есть сохранения оригинальных изданий, находящихся в плохом состоянии, имеющих признаки разрушения. Но сейчас появилась возможность отправить в Северо-восточный Центр Консервации документов и сохранения переплетов (штат Массачусетс) более 60 изданий. После возвращения изобразительный материал в них будет оцифрован, а сами издания помещены в специальные шкафы, предназначенные для их хранения.

Проект New York Public Library Digital Gallery разрушает территориальные границы использования ценных иллюстративных материалов в книжных изданиях. Перспективы обращения к этой информации специалистов различных профессий и областей знаний трудно переоценить. И это только начало. Если и другие крупные библиотеки осуществят со временем подобные проекты, иными словами, будет создан сводный всемирный виртуальный каталог книжных изобразительных материалов, то станут возможными необыкновенные открытия и встречи — как общенаучного, так и личного, индивидуального значения. Не исключено, что в ряду бесчисленных фото- и художественных изображений кто-то найдет своих предков, узнает новое о своей родословной, в конечном счете — о себе самом.

 
Царские палаты в Императорском Зимнем дворце (иллюстрации В.С. Садовникова). Санкт-Петербург. Издатель Л.М. Прево, 1858
Царские палаты в Императорском Зимнем дворце (иллюстрации В.С. Садовникова). Санкт-Петербург. Издатель Л.М. Прево, 1858
Д. Скотти. Воспоминания об Отечественной войне 1812 г. Москва. Изд. литографа В.И. Королева, 1883
Д. Скотти. Воспоминания об Отечественной войне 1812 г. Москва. Изд. литографа В.И. Королева, 1883
Российский царственный дом Романовых. Издание К.А. Бороздина. Санкт-Петербург. Типография И.В. Цветкова, 1896
Российский царственный дом Романовых. Издание К.А. Бороздина. Санкт-Петербург. Типография И.В. Цветкова, 1896
Г.А. Сарычев. Путешествие флота капитана  Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в продолжении восьми лет при Географической и астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1
Г.А. Сарычев. Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в продолжении восьми лет при Географической и астрономической морской экспедиции, бывшей под начальством флота капитана Биллингса с 1
И.Г. Георг. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Санкт-Петербург. Императорская Академия наук, 1799
И.Г. Георг. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Санкт-Петербург. Императорская Академия наук, 1799
Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым, изданное усердием Валаамского настоятеля, игумена Дамаскина с братией. Санкт-Петербург, 1863
Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым, изданное усердием Валаамского настоятеля, игумена Дамаскина с братией. Санкт-Петербург, 1863
Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым, изданное усердием Валаамского настоятеля, игумена Дамаскина с братией. Санкт-Петербург, 1863
Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П.И. Балашовым, изданное усердием Валаамского настоятеля, игумена Дамаскина с братией. Санкт-Петербург, 1863
И.Ф. (А.И.) Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах: по повелению его императорского величества Александра Первого, на кораблях Надежде и Неве, под начальством: капитана: Крузенштерна. Санкт-Петербург. Морская тип., 1809-1813
И.Ф. (А.И.) Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах: по повелению его императорского величества Александра Первого, на кораблях Надежде и Неве, под начальством: капитана: Крузенштерна. Санкт-Петербург. Морская тип., 1809-1813
Н.П. Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи: изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Санкт-Петербург.
Н.П. Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи: изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Санкт-Петербург.
Гр. А.С. Уваров. Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря. Санкт-Петербург, 1851
Гр. А.С. Уваров. Собрание карт и рисунков к исследованиям о древностях Южной России и берегов Черного моря. Санкт-Петербург, 1851
Г. Фоссати. Храм святой Софии в Константинополе. Петроград. Изд. Акционерного общества
Г. Фоссати. Храм святой Софии в Константинополе. Петроград. Изд. Акционерного общества "Биохром", 1915
Описание церемонии коронации. Санкт-Петербург. Императорская Академия наук, 1856
Описание церемонии коронации. Санкт-Петербург. Императорская Академия наук, 1856
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года